Д осуществление помилования

Содержание

Помилование. Как, кого и когда миловал Президент РФ

Д осуществление помилования

Сразу же, в начале статьи привожу инфографику о количестве осужденных и помилованных за разные периоды правления трёх Президентов.

Источник: диссертация Натальи Елисеевой «Рецидив среди помилованных и деятельность органов внутренних дел по его предупреждению»

Резкое снижение количества помилованных вызвано мнением, в прошлом офицера ФСБ, Виктора Иванова о том, что комиссия излишне милосердна, миловать нужно только в исключительных случаях, а принимать подобные решения должны далеко не писатели и врачи.

Виктор Иванов — российский чиновник, приближенный Владимира Путина. Работал в управлении КГБ по Ленинграду, после увольнения в запас в 1994 году устроился в мэрию Санкт-Петербурга, где работал вместе с Путиным.

За первые 8 месяцев своего правления, включая временно исполняющего обязанности, Владимир Путин помиловал 12836 человек, установив рекорд.

Благодаря Иванову бал подготовлен проект реформы института помилования, после которого был разработан и подписал Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”. Иванов сам решал, какое прошение передать Президенту, а какое отправить в архив.

5 инстанций, которые должно пройти прошение

Если при Ельцине прошение подавалось напрямую в Комиссию по помилованию при Президенте РФ, то у Путина другой порядок. Своим Указом он создал в каждом субъекте РФ свою комиссию, которая формируется из конкретных лиц Указом высшего должностного лица субъекта РФ. Как это происходит на примере Свердловской области:

  1. Осужденный пишет прошение в администрацию исправительного учреждения на имя Президента РФ.
  2. У администрации колонии есть 10 дней за преступления, совершенные впервые, небольшой и средней тяжести; 20 дней за все остальные совершенные преступления.
  3. Далее, эти материалы (прошение, личное дело, характеристики и прочее) направляются в ГУ ФСИН по Свердловской области для регистрации и перенаправляют в Комиссию по вопросам помилования Свердловской области. Срок на регистрацию жалобы 5 и 7 дней (соответственно предыдущему пункту) с момента получения.
  4. Когда Комиссия получит материалы из ГУ ФСИНа, у нее есть 30 дней на рассмотрение прошения и подготовки заключения Губернатору Свердловской области.

Губернатор Свердловской области – Евгений Куйвашев

После всей отработанной бюрократии, исход помилования зависит от двух высших должностных лиц субъекта РФ и самой РФ:

  1. Губернатор представляет это заключение Президенту РФ.
  2. Путин принимает решение.

При том, их действия ничем не ограничены и нет каких либо обязательств по их исполнению. Сроки могут быть как самыми скорыми, так и затянуться до бесконечности.

Фактически треть всех помилований в России с 2012 года, то есть с начала нового путинского срока, имеет названные политические причины. К очевидно политическим относится решение о помиловании Михаила Ходорковского, бывшего владельца нефтяной компании ЮКОС.

О помиловании Ходорковского заговорили почти сразу после приговора, но с самого начала власть дала понять, что это вопрос не милосердия, а политики. Путин заявил, что обязательное условие помилования Ходорковского — признание вины .

Ходорковский отказывался признаваться и пробыл в тюрьме больше десяти лет — до тех пор, пока его адвокату не сообщили, что признание больше не требуется.

Путин подписал указ — а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тут же сообщил, что сам факт ходатайства нужно рассматривать как признание вины: «Если просит о помиловании, значит, признает вину». Цитата взята с медиа-ресурса proekt.media.

“Медведевская” оттепель помилования

Д. Медведев

Можно заметить, внимательно изучив документы статистики, Путин миловал убийц, а Медведев – воров. За третий срок Владимир Владимирович, если отсечь “политических” помилований, помиловал только 17 человек. За время президентства Дмитрия Анатольевича было помиловано больше людей, чем за второй, третий и четвертый сроки Путина, но не на много.

Сведения: Росстат, Судебный департамент при Верховном суде

Учитывая положения статьи 50 Конституции РФ, Президент РФ вправе помиловать не только путем освобождения от уголовного наказания в виде лишения свободы, но и также от любого другого вида наказания, например штрафа или обязательных работ. Но Конституционный Суд РФ не признавал Указ Президента № 1500 несоответствующим Конституции РФ, который не предусматривает помилование от более мягких наказаний.

Надо помнить, что случись чудо, родного и близкого человека милует милует сам Президент РФ, то это не будет являться реабилитирующим основанием. Компенсации никто не заплатит и все денежные взыскания придется заплатить рано или поздно.

Последние несколько лет Владимир Путин, находясь на посту Президента РФ обещает подумать над тем, как улучшить комиссии и избавиться от излишней бюрократии.

Если просить о помиловании, то нужно заручиться поддержкой родных и близких, общественности и депутатов, гос.органов и духовенства. В этом случае “мизерные” шансы увеличатся, но тоже не на много.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b82e7a8d83c5800ae7e04aa/pomilovanie-kak-kogo-i-kogda-miloval-prezident-rf-5e8374e713cc2b78dcfa989b

Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Д осуществление помилования
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Наказание » Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП Записаться на консультацию

Помилование, как освобождение от наказания – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Осужденные наделяются правом на помилование, которое закреплено в Конституции, а также УК и УПК РФ. Положения Конституции гласят, что право на прошение о помиловании или о смягчении назначенного уровня ответственности, имеет любой из заключенных. Основной закон государства также определил, что помилование осуществляет исключительно Президент РФ.

Являясь важнейшим отраслевым законодательным актом, УК содержит в себе нормы, которые уточняют процесс, в котором осуществляется помилование. Действие имеет индивидуальный характер, что означает его осуществление лишь в отношении определенного осужденного.

Акт помилования может освобождать лицо от отбывания срока ответственности, стать основанием для назначения сокращенного или более мягкого вида наказания. Лиц, которые отбыли наказания, но стали субъектами помилования, могут быть избавлены от правового последствия – судимости.

Прошение о помиловании относится к мерам поощрения лиц, которые осуждены и отбывают наказание. Использовать данное право могут лишь те осужденные, которые имеют положительные характеристики за время отбытия наказания.

Зачастую, право на помилование не предоставляется: лицам, которые осуждены за умышленное преступное деяние, при условии, что им назначено условное осуждение; осужденным, которые злостно нарушают порядок отбытия; тем лицам, которые были освобождены условно-досрочно; осужденным, которые ранее освобождались в результате амнистии или помилования; в отношении которых наказание уже было смягчено.

Обеспечение деятельности государства, связанной с помилованием, возложено на комиссию по вопросам помилования, которая функционирует в каждом отдельном государственном субъекте. Данный орган занимается подготовкой проектов, по которым, впоследствии, принимает решение Президент.

Субъектом помилования может выступать любое осужденное лицо, а равно и те люди, которые находятся в следственном изоляторе, привлечены к следственным действиям или судебному разбирательству.

Помимо самого осужденного, прошение о помиловании может исходить от его родственников или близких, а также от общественных организаций. Предъявить такое ходатайство осужденный может через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.

Вместе с ходатайством подается пакет документов, которые необходимы для разрешения вопроса по существу. К ним могут быть отнесены документальные подтверждения возмещения ущерба, причиненного преступным деянием, справки о семейном статусе осужденного и других обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть приняты во внимание.

Документы, которые подаются осужденным, подлежат предварительному рассмотрению комиссией, действующей в том государственном субъекте, в котором происходит отбывание наказания. Заключение данного органа вместе с документами осужденного передаются на рассмотрение Президенту.

Признанные эксперты по статье 85 УК РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Отличие помилования от амнистии

Под определением амнистии необходимо понимать государственный акт, цель которого заключается в смягчении наказания неопределенного круга лиц, являющихся субъектами преступлений.

Такой акт позволяет освобождать от ответственности осужденных, подсудимых и даже подозреваемых. Акт амнистии позволяет досрочно снять судимость тем лицам, которые наказание уже отбыли.

Вся полнота власти по применению процедуры амнистии, сосредоточена в руках главного законодательного органа – Госдумы, что полностью исключает возможность применения данных мер на уровне региональной власти.

В практике применения амнистия подразделилась на две группы. В первую, уголовно-правовую, вошли случаи смягчения наказания лица, которые объединены определенными критериями (степенью тяжести, возрастом и т.д.).

К группе политической амнистии относятся акты, касающиеся отказа государства от применения уголовных видов ответственности к лицам, совершившим преступления массового характера, в которых роль индивидуумов не могла иметь решающей роли (вооруженные мятежи и т.д.).

Помилование относится к исключительной компетенции Президента и выражается в освобождения конкретных лиц от наказания или его замене на более мягкое. Как средство проявления милосердия, амнистия и помилование, осуществляются в отношении уголовных правонарушителей.

Прошение о помиловании относится к конституционному праву осужденного, вне зависимости от меры его наказания. Основное отличие обоих понятий состоит в том, что помилование не может быть применимо к лицам, ответственность которых не определена судебным приговором.

Акт амнистии действует относительно неопределенного состава лиц, в то время, как помилование носит исключительно индивидуальные признаки.

Исходя из определений правовых явлений, можно отметить, что применение амнистии не требует наличия волевого критерия и желания лица, которое попадает под ее действие. Для помилования характерно наличие признака воли и желание, которое находит свое отражение в письменном ходатайстве, основанием которого является право на помилование.

Реализация процедуры амнистии осуществляется посредством деятельности правоохранительных и уголовно-исполнительных органов, что включает в себя подготовку пофамильного списка лиц, подпадающих под определенную категорию, а также вынесение постановлений об исполнении решений Госудумы, принявшей решение по вопросу амнистирования.

Для помилования характерно немедленное исполнение, не требующее создания дополнительной документации и проведения каких-либо процессуальных действий. Оба акта, порождающие правовые последствия не являются основанием реабилитации виновных и не оспаривают законность и правомерность вынесенных приговоров.

Обращение о помиловании. Образец

Право на помилование является конституционным. Им наделяются лица, в отношении которых имеется вступивший в силу приговор. Принятие решения о помиловании является прерогативой Президента.

Таким решением лицо может быть освобождено от отбывания неотбытого времени наказания, может быть проведено сокращение неотбытой его части, проведена замена наказания или его неотбытой части на более мягкое, снята судимость, выполнено освобождение заключенного от применения дополнительной ответственности, в том случае, если этот вид наказания еще не выполнен.

Прошение о помиловании, подготовленное осужденным, выражается в виде ходатайства. Образец ходатайства о помиловании не имеет строгой формы, в результате чего, осужденный произвольно может описать те обстоятельства, которые, по его мнению, являются основанием для его помилования.

Помимо самого ходатайства, необходимо приобщить и документы, которые свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые изложены в прошении. Весь объем документации направляется через исправительное учреждение, в котором осужденный отбывает назначенный ему срок. О факте подачи ходатайства будет свидетельствовать штамп исправительного учреждения.

Документы, переданные в комиссию по вопросам помилования, передаются в 30-дневный срок главному должностному лицу субъекта федерации. К ним прилагается заключение, содержащее информацию о целесообразности применения такого акта и соответствующие рекомендации.

На протяжении 15 дней, а в некоторых случаях и 10-ти, со стороны губернатора должно поступить представление Президенту о целесообразности помилования конкретного лица, имеющего судимость.

Разрешение данного вопроса требует изучения и установления: характера и уровня общественной опасности деяния; характеристик поведения лица после осуждения; срока исполненной ответственности; фактов применения к осужденному актов амнистии, помилования или применения УДО в прошлом; факта возмещения ущерба, который был причинен деянием и иные обстоятельства, касающиеся личности осужденного.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Решение о помиловании

Осужденные используют свое право на помилование путем предъявления соответствующего ходатайства. Прошение о помиловании подается в простой письменной форме и адресуется Президенту РФ, обладающему исключительным правом на принятия решений о помиловании конкретных лиц.

Принятию решения предшествует работа по изучению ходатайства и предоставленных осужденным документов, что осуществляется соответствующей комиссией. После того, как обращение осужденного будет изучено, комиссия выносит свои рекомендации относительно возможности помилования. Данные рекомендации ложатся в основу решения, принимаемого Президентом.

В результате помилования осужденный может быть освобожден от неотбытой части наказания, его ответственность может быть смягчена, может быть отменено дополнительное наказание, которое еще не выполнено или снята судимость.

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/pomilovanie.html

Помилование

Д осуществление помилования

Совершив преступление, человек подвергается наказанию со стороны общества и государства. Но это не означает, что к нему больше нельзя проявить милосердие. Юридическая система также имеет механизмы проявления милосердия. Они выражены в конкретных понятиях закона – амнистия и помилование.

Помилование – что это такое?

На этот вопрос отвечает 85 статья УК РФ. В ней сказано, что Президент России может подписать акт о помиловании конкретного заключённого. В результате он освобождается от наказания за совершённое преступление.

То есть, на практике, такая мера применяется к заключённым, которые отбыли часть срока и по каким-либо причинам могут претендовать на смягчение наказания. Благодаря помилованию они раньше времени выйдут на свободу.

Для тех, кто уже отбыл срок, помилование даёт возможность досрочного снятия судимости.

Важно понимать, что помилование не отменяет приговор суда, не ставит под сомнение доказанность вины преступника и не реабилитирует его. Оно только лишь избавляет преступника от необходимости отбывать наказание.

Касательно помилования часто возникают споры – морально ли это, заслуживают ли преступники такого снисхождения? В связи с этим стоит отметить, что в тюрьмах находятся совершенно разные люди, с разным состоянием здоровья, старики и беременные женщины. И к некоторым из них стоит применять процедуру помилования, так как нахождение в стенах тюрьмы грозит их здоровью.

Законодательная база

Основой правовой базы осуществления помилования являются Конституция и Уголовный кодекс РФ. Помимо этого есть указы Президента о помиловании. Все эти документы формируют порядок и общее содержание понятия помилования заключённых в его практическом применении.

Поскольку основным законом страны является Конституция, то все законы и юридические понятия должны соответствовать её принципам. Помилование основано на ценности прав человека и гражданина, закреплённой в основном законе России. Поэтому преступники вправе просить о помиловании и смягчении наказания.

Также право на помилование имеют лица без гражданства и иностранные граждане, которые отбывают наказание в российских тюрьмах, за преступления, совершённые на территории РФ.

Виды

Помилование зависит от нескольких ключевых факторов:

  • Тяжесть преступления;
  • Личность просителя о помиловании;
  • Отбытый срок.

В реальности существует два вида помилования:

  • Президентское;
  • Материнское.

Материнское помилование – это прошение, которое имеет право подать мать заключённого или его близкие родственники, если матери у него нет.

Важно, что такое прошение рассматривается только, если сам заключённый подал аналогичный документ.

В некоторых случаях о помиловании могут просить общественные организации. Их запрос будет рассматривать территориальная комиссия по вопросам помилования. Такие комиссии существует во всех субъектах РФ.

Президентские помилования, то есть те прошения, что направлены прямо Президенту, рассматривают эти же комиссии, поскольку сам Президент не может рассмотреть все из них.

После рассмотрения прошений, если они составлены верно, комиссии отправляют эти документы в Минюст. К ним прилагают копию приговора по делу заключённого, его характеристику и краткую биографическую справку.

Обращаться за помилованием по закону имеет право любой заключённый, за исключением тех, кто находится под следствием. Эта категория граждан ещё не признана судом виновными и в их отношении не определено наказание.

Условия

Поскольку помилование в РФ осуществляется в отношении совершенно разных заключённых, то уже из этого становится понятно, что положительное решение не зависит от характера преступления, которое совершил этот человек.

Даже приговорённый к смертной казни может просить о помиловании. Но к нему будет применено не освобождение от наказания, а его смягчение в виде пожизненного заключения или 25-летнего тюремного срока. Это прописано в третьей части 59 статьи УК.

Тем не менее, определённые условия, от которых зависит ответ на прошение о помиловании, существуют. Комиссии, которые рассматривают обращения заключённых, учитывают:

  • Поведение в местах заключения;
  • Срок наказания, которое преступник уже отбыл;
  • Насколько опасно для общества преступление, совершённое данным человеком;
  • Возмещён ли ущерб пострадавшим.

Также учитывается совершал ли этот человек преступления, находясь на условном сроке осуждения (если такая мера к нему применялась), а также его личные характеристики – возраст, состояние здоровья, наличие семьи и количество судимостей в прошлом.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Претенденты

Как уже говорилось выше, право на помилование имеет каждый заключённый. Но поскольку для положительного решения по данному делу необходимо, чтобы заключённый выполнял ряд требований, в том числе касающихся его поведения, то становится ясно – некоторые заключённые на помилование претендовать не могут. Точнее, ответ на их прошение будет отрицательным. Среди таких:

  • Злостные нарушители порядка в колонии;
  • Совершившие умышленное преступление во время испытательного срока;
  • Уже освобождены по амнистии;
  • Были освобождены по УДО.

Если человек уже был помилован, но впоследствии снова совершил преступление, больше помилование к нему не применят.

Также не будут рассматривать заявления тех, кому и так было смягчено наказание по решению суда.

Чем помилование отличается от амнистии?

Главное отличие касается индивидуального характера помилования. Его Президент может подписать только в отношении конкретного человека, а амнистия применяется к большим группам людей. Понятие амнистии описано в 84 статье УК. Она может быть применена также и к подсудимым по определённым статьям уголовного права.

Амнистия предполагает не только освобождение из тюрьмы, но и другие меры смягчения наказания, как и снятия судимости в отношении тех, кто наказание уже отбыл.

В 103 статье Конституции РФ говорится, что принять акт об амнистии может только Государственная Дума. Региональные власти таких полномочий не имеют.

Поскольку амнистия – мера, которая применяется к большому количеству людей, то выделяют её два вида:

  • Политическую;
  • Уголовно-правовую.

Политическая амнистия наступает, когда государство отказывается от преследования кого-либо за массовые преступления.

Уголовно-правовая – смягчение наказания людей, объединённых общими признаками. Например, амнистия малолетних преступников, матерей-одиночек и т.п.

Амнистия может применяться вне зависимости от желания самих заключённых, а помилование только по их прошению.

Кроме Президента решение о помиловании никто подписать не может, в то время, как амнистию принимает Государственная Дума.

Последствия применения амнистии и помилования:

  • С тех, кто отбыл наказание, снимают судимость;
  • Освобождение подозреваемых и осуждённых от уголовной ответственности;
  • Смягчение наказания;
  • Освобождение от наказания.

В случае принятия акта об амнистии, работники колоний должны подготовить документы по заключённым, к которым амнистия может быть применена. Судьи принимают соответствующие постановления, а следователи прекращают ведение их дел.

В случае помилования все эти документы не нужны. Оно вступает в силу с момента подписания и уведомления помилованного.

Кто осуществляет помилование в РФ?

Как уже говорилось, данным правом обладает только Президент. Он объявляет помилование, подписывая соответствующий акт.

Территориальные комиссии лишь рассматривают прошения, оценивают их и собирают дополнительные документы. Но подписать помилование может только Президент.

Статистика

До создания комиссий по прошениям о помиловании, таковых запросов было по нескольку тысяч в год. Многие из них решались положительно.

Но с 2001 года, когда все прошения стали рассматривать специальные комиссии, количество поданных для подписи Президента существенно снизилось.

Сегодня из нескольких тысяч прошений, подаваемых в течение года, подписывается менее 10.

Прошение о помиловании Президенту России: образец

Составить прошение можно в свободной форме, но необходимо отразить всю информацию по существу.

В правом верхнем углу указывается адресат (ФИО Президента, адрес его администрации), а также паспортные данные просителя, дату рождения и адрес места наказания.

По центру листа пишется «Ходатайство».

Далее нужно описать, кто и за что осуждён, время, проведённое в тюрьме и другие (но только основные) нюансы дела.

Далее излагается суть прошения и доводы в пользу возможного помилования:

  • Степень вины потерпевшего;
  • Состояние здоровья или возраст заключённого;
  • Болезнь или смерть кормильца, содержавшего несовершеннолетних иждивенцев осужденного;
  • Отсутствие других судимостей;
  • Характеристику с места учёбы или работы.

Дополнительно стоит получить характеристику из администрации колонии и указать на раскаяние в содеянном.

После рассмотрения такого прошения Управлением по вопросам помилования, и положительного решения, оно попадёт на стол Президенту. Если он подпишет, то будет издан соответствующий указ о помиловании. Его в течение двух дней передадут главе федерального субъекта, и дальше вплоть до администрации колонии.

Если было отказано

В случае отказа в помиловании, заключённого уведомят об этом. Следующий раз обращаться с той же просьбой он может не раньше, чем через год. И только при условии отсутствия причин, по которым помилование не применяется.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-nakazanij/pomilovanie/

Решу егэ

Д осуществление помилования

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИСУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) объявление амнистииБ) осуществление помилованияB) обеспечение исполнения федерального бюджетаГ) принятие федеральных законовД) осуществление управления федеральной собственностью1) Президент РФ2) Государственная Дума3) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ.

Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г.

«О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии — Государственная Дума.

Б) осуществление помилования — Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета — Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов — Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

Ответ: 21323.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=9022

Помилование в уголовном праве

Д осуществление помилования

Внутренних причин, толкающих человека на совершение преступного деяния, не знает никто.

Каждый отдельно взятый случай строго индивидуален и бывают ситуации, когда какие-то детали уголовного делопроизводства были не приняты во внимание и судебным постановлением был вынесен неоправданно жесткий приговор.

Хороший уголовный адвокат, разобравшись в ситуации, поможет своему клиенту, своевременно подав апелляционную жалобу. В случаях, когда она не решила вопрос, может помочь только единоличное решение Президента о помиловании осужденного по уголовной статье.

Правовая сущность помилования

Под помилованием в юридической практике понимается акт, постановлением которого отменяется или смягчается наказание, установленное законным судебным приговором в отношении конкретного преступника.

В соответствии со смыслом ст.89 (п.В) Конституции России, право помиловать делегировано исключительно Президенту страны.

Акт о помиловании может быть вынесен только в отношении отдельно взятого осужденного, так как он является документом исключительного право применения и касается лишь гражданина, указанного в нем. Инициировать эту процедуру возможно лишь после вступления в силу судебного приговора.

Помилование в уголовном делопроизводстве

Практика помилования осужденного преступника существует с давних времен. Первое лицо государства во все времена имело право самоличного и коллегиального принятия решения, что тот или иной гражданин в силу его личных заслуг и государственной значимости может быть помилован или ему смягчается тяжесть наказания.

Порядок проведения помилования определяется правовыми нормами:

  • ст.85 Уголовно-процессуального кодекса России;
  • ст.50, ст.71 и ст.89 Конституции России;
  • ст.176 Уголовно-исполнительного кодекса России;
  • президентским указом за номером 1500 от 28 декабря 2001г.

В уголовном делопроизводстве помилование – это указ Президента России о частичном смягчении наказания или полном освобождении лица, осужденного по приговору суда.

Кроме того, указом можно только снять судимость, но нельзя отменить уже воплощенные по факту виды наказаний (взысканный штраф и т.п.).

Ввиду своей занятости Президент государства не может подробно вникать в детали каждого прошения о помиловании и изучать обстоятельства каждого преступного деяния, совершенного лицом, от имени которого подается прошение. По этой причине прежде чем оно попадет на подпись Президенту, прошение изучается:

  • в уголовной исполнительной инспекции, опекающей место заключения, лица, подавшего прошение;
  • руководством уголовно-исполнительного учреждения;
  • комиссией граждан административной единицы или образования;
  • местными органами власти, руководитель которой подает прошение о помиловании.

Адвокат в Санкт-Петербурге, обладая необходимым опытом и юридическим знаниями, сможет не только правильно составить прошение о помиловании, но и проследить все этапы его прохождения по соответствующим инстанциям.

Кто может подать прошение о помиловании

Право на подачу прошения имеет каждый осужденный, являющегося гражданином России вне зависимости от тяжести наказания. Решения о помиловании может приниматься только по каждому отдельно взятому лицу, подавшему прошение. Оно принимается лишь после рассмотрения всех обстоятельств и доказательной базы совершенного преступного деяния.

Прошение отклоняется если:

  • осужденный совершил преступное деяние во время прохождения испытательного срока по условному освобождению;
  • гражданин находится на свободе по условно-досрочному освобождению;
  • осужденный является неоднократным нарушителем порядка содержания;
  • гражданин освободился по амнистии;
  • гражданин уже был ранее помилован;
  • в отношении осужденного уже применялось смягчение тяжести наказания.

Различие и сходство между помилованием и амнистией

Для непосвященного в юридические тонкости человека разница между помилованием и амнистией незначительна или полностью отсутствует. В целом это понятно, так как обе предусматривают освобождение от отбывания наказания и представляют собой одно из средств внесудебного смягчения или отмены назначенного судом наказания.

Однако между этими двумя правовыми понятиями существуют отличия.

  • Действие амнистии распространяется одновременно на несколько осужденных, в то время как помилование касается только одного.
  • Помиловать можно лишь подавшего прошение осужденного, в то время как амнистия применяется к группе осужденных, независимо от желания каждого из них. Тем не менее каждый попавший по действие амнистии обязан подписать свое согласие с ней.
  • Помилование применятся только после изучения характеристики осужденного и обстоятельств дела. Под действие амнистии попадает круг осужденных, объединяемых категорией преступного деяния, видом или тяжестью наказания.
  • Помиловать может только первое лицо государства, в то время как амнистия назначается судебным учреждением.

Помилование является правовым актом, корректирующим практику исполнения наказаний за уголовное преступление в случаях, когда назначено неоправданно тяжелое наказание или, когда оно касается граждан, имеющих право на снисхождение. Это предопределяет избирательность процедуры помилования, амнистия же предполагает распространение решения на большое количество осужденных.

Кроме того, следует знать, что осужденный по рядовому преступному деянию скорее всего процедурой помилования воспользоваться не сможет, поскольку для этого должны быть очень веские и значимые причины.

Кто имеет в 2019 году право на подачу прошения о помиловании

Подать прошение Президенту имеет право любой осужденный–гражданин РФ, независимо от тяжести определенного судебным постановлением наказания. Также такое прошение могут подать родные, коллеги и друзья осужденного.

Однако такую инициативу в первую очередь должен проявить сам осужденный, подав на имя Президента соответствующее прошение, которое должен составить адвокат по уголовным делам, имеющий необходимую квалификацию и опыт. Если осужденный этого не делает, ходатайства близких, родственников, коллег и друзей рассматриваться не будут. Их прошения могут только прилагаться к ходатайству осужденного о помиловании.

Если по каким-либо причинам поданное осужденным прошение будет отклонено Президентом России, то повторное его рассмотрение возможно только через календарный год, кроме ситуаций, когда возникают весомые обстоятельства.

Сама по себе процедура помилования через прошение от осужденного достаточно длительная и сложная, но это реальная возможность получить смягчение или освобождение от наказания и пренебрегать ею не следует.

Источник: https://sstumanov.ru/pomilovanie-v-ugolovnom-prave/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.