Допрос несовершеннолетних юридическая психология

Психологические особенности допроса несовершеннолетних

Допрос несовершеннолетних юридическая психология

Возрастная периодизация. Психологические особенности развития детей разных возрастных групп. В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия:

  • – младенческий возраст (от рождения до одного года);
  • – раннее детство (от года до трех лет);
  • – дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет);
  • – младший школьный возраст (от шести-семи до 11 – 12 лет);
  • – подростковый возраст (от 11 – 12 до 14-15 лет);
  • – ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет)'.

Переход от одного возрастного периода к последующему сопровождается так называемыми кризисами развития, обусловленными противоречиями между вновь возникающими потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка.

Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального функционирования, интеллекта и развития, направленности личности.

Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе к процедуре судопроизводства, что, безусловно, следует учитывать.

Независимо от того, в какой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний – свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого (подсудимого), необходимо иметь в виду, что его поведение во время допроса во многом будет определяться в первую очередь возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития.

Следовательно, содержание, форма, достоверность показаний несовершеннолетних во многом будут зависеть от уровня развития их психики, индивидуально-психологических особенностей личности.

Известно, что дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью.

На собственном опыте они начинают понимать, что значит толкнуть, ударить, драться, и поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии выделить наиболее характерные для конфликтной ситуации действия ее участников.

Однако выделение этих действий происходит у детей не но их объективной значимости, а по каким-то отдельным, скорее случайным признакам.

Описывая предметы, происходящие явления, ребенок часто прибегает к сравнениям, однако эти сравнения бывают весьма относительны и не точны.

Так, воспроизводя детали какого-то события, дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно прибегают к довольно неопределенным понятиям (большой – маленький, старый – молодой, далеко – близко и т.п.).

Несмотря на уже достаточно большой словарный запас у детей дошкольного возраста, многие из усвоенных ими слов составляют пассивный словарь, поскольку ребенок ими не пользуется, хотя и понимает их. Причем некоторые слова употребляются детьми не в их точном значении, а так, как это принято в семейном кругу, среди знакомых.

Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет. В этом возрасте ребенку легче что-либо узнать (в смысле опознать), чем воспроизвести на вербальном уровне.

Дети данной возрастной группы (от трех до семи лет) еще плохо разбираются в причинных связях событий, обычно воспринимают их фрагментарно, нередко дополняя свой рассказ вымыслом на основе собственных представлений.

На протяжении последних десятилетий сложилась традиция приписывать детям дошкольного возраста повышенную склонность к фантазированию и исключительно богатое воображение. Однако, как считают М. М. Коченов и Н. Р.

Осипова, специально исследовавшие данный вопрос под углом зрения задач, стоящих перед судопроизводством, повышенная склонность к фантазированию у малолетних свидетелей встречается не так уж часто.

Это связано с тем, что содержание и продуктивность воображения ребенка объясняются не только его возрастом, но в значительной мере зависят от его жизненного опыта, который следует также учитывать, оценивая показания с точки зрения влияния па них воображения малолетнего свидетеля.

Кроме того, следует помнить, что дети по сравнению со взрослыми более внушаемы.

В контексте рассматриваемых проблем под внушаемостью следует понимать, с одной стороны, склонность подростка к неосознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых, старших сверстников), с другой – податливость его к постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорят старшие и что они, как ему кажется, хотят от него услышать. Однако рассказы о том, чего не видели сами дети, обычно выглядят значительно более обедненными, схематичными, неестественными, как бы заученными. В подобных случаях, чтобы убедиться в том, что малолетний свидетель говорит по наущению посторонних лиц, следует поинтересоваться: понятно ли ему то, о чем он говорит, и тогда легче будет обнаружить у него вымысел.

В период между 7-10 годами у детей происходят глубокие изменения сознания, мышления, речи, заметно обогащается словарный состав, появляется способность объяснять происходящие события с учетом приобретенного опыта, формируются навыки последовательного изложения событий с большей их детализацией. Увеличивается объем восприятия.

Воображение становится богаче и реалистичнее. К 10 годам появляется умение припоминать увиденное или услышанное, хотя подростки до 14 лет все еще не способны логически восстановить событие, выделить в нем главное.

Тем не менее в этом возрасте, примерно с 8-10 лет, в разговоре с ними уже можно апеллировать к их чувству долга, осознанию того, что человек должен быть честным, правдивым.

У детей подростковой группы (от 11 до 14-15 лет) значительно расширяются познавательные интересы, растет самосознание, стремление к самостоятельности, самоутверждению; обостряются отдельные черты характера (излишняя самоуверенность, самолюбие, повышенная ранимость, эмоциональная неустойчивость и др.

)- По достижении 14-летнего возраста считается, что для молодого человека становится очевидной общественная опасность таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, разбой и некоторые другие. С этого возраста несовершеннолетний, совершивший преступления, перечисленные в ч.

2 ст. 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности за них.

К 16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном (хотя на этом периоде, безусловно, точку ставить ни в коем случае нельзя) завершается процесс социализации личности.

Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют широкие права самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей совершать целый ряд гражданско-правовых сделок, несут имущественную ответственность в специально предусмотренных случаях (и. 2, 3 ст. 26 ГК).

В связи с этим совершенно справедливо признается, что допросы лиц, достигших 16-17-летнего возраста, целесообразно проводить “в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых”.

Общие правила допроса несовершеннолетнего. При подготовке к допросу несовершеннолетнего, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить следующие сведения2:

  • – в каких условиях, в каком окружении живет, воспитывается ребенок (семья, отношения между родителями, их отношения с ребенком и т.д.), с кем он проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
  • – уровень интеллектуального развития подростка, владения им речью, круг его интересов, любимые занятия, увлечения, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, его положительные качества;
  • – насколько наблюдателен, сообразителен ребенок, как учится, с какими трудностями в учебе сталкивается, насколько адаптивен к школьному режиму, информирован об определенных сторонах жизни (с учетом содержания дела и цели предполагаемого допроса);
  • – не был ли замечен подросток в употреблении алкогольных напитков, наркотических средств, совершении каких-либо неблаговидных поступков;
  • – какие у него ведущие черты характера, уровень его эмоциональной устойчивости, наличие акцентуированных свойств характера, его отношения со сверстниками, воспитателями, учителями;
  • – физическое развитие ребенка, не страдает ли он какими-либо дефектами, расстройствами, заболеваниями; их характер и происхождение;
  • – состояние, в котором находился ребенок во время восприятия интересующих следователя (суд) событий; принимал ли он сам в них участие; с чем это было связано;
  • – чем занимался, как проводил время подросток после происшедшего события, с кем общался в этот период;
  • – рассказывал ли он кому-либо о событиях, о которых предполагается его допрашивать; что именно он говорил;
  • – обсуждались ли взрослыми (родителями и т.п.) эти события в присутствии ребенка.

Общие правила допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) изложены в ст. 191, 280 УПК, ст. 176, 179 ГПК; несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого – в ст. 425 УПК. Некоторые из этих процессуальных правил даны с учетом психологических закономерностей поведения лиц данной категории.

https://www.youtube.com/watch?v=3baZZQsMKSA

Место предстоящего допроса выбирается таким образом, чтобы оно не вызывало у ребенка повышенного беспокойства.

Самое главное, из чего следует исходить, – создание наиболее доброжелательной обстановки, располагающей подростка к откровенному рассказу о том, что он видел, слышал или в чем принимал участие.

Поэтому в проведении допроса предусмотрено обязательное участие педагога или психолога в ходе предварительного и судебного следствия.

Как показывает практика, при выборе педагога, привлекаемого к участию в допросе подростка, иногда целесообразнее приглашать учителя не из того класса, в котором подросток учится, особенно в тех случаях, когда у него серьезные проблемы с поведением.

Аналогичный подход к выбору педагога может быть и в случаях допроса несовершеннолетних потерпевших, пострадавших от сексуальных посягательств.

По данной категории дел при отборе будущих участников допроса особенно важно учитывать специфику психосексуального становления ребенка, присущую его возрасту обостренную стыдливость, противоречивость мотивации его поведения на допросе (Н. С. Синицына).

При допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, не достигших возраста 16 лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, также обязательно участие педагога или психолога (ч. 3 ст. 425 УПК). В подобных случаях не лишним будет приглашение патопсихолога, а возможно и психиатра – специалистов в области пограничных расстройств психики.

С соблюдением тех же правил проводится допрос несовершеннолетних свидетелей при судебном рассмотрении гражданских дел.

Перед допросом свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им просто разъясняется обязанность правдиво рассказать все известное по делу.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 18 лет, может быть по определению (постановлению) суда проведен в отсутствие подсудимого (ч. 6 ст. 280 УПК).

Аналогичный порядок, направленный на то, чтобы как можно меньше нанести вреда психике несовершеннолетнего подсудимого, предусмотрен и во время исследования в суде обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на него (ст. 429 УПК).

Чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем (М. М. Коченов, Н. Р. Осипова). Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд).

Очень важно на начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить.

При этом можно пояснить ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд). Поэтому совершенно недопустимы такие речевые обороты в диалоге с подростком, как например:

  • Это ты должен помнить…
  • Надо вспомнить…
  • Ты не мог забыть о том, что…

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых.

При допросе малолетних свидетелей, потерпевших, вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать от нейтральных до вызывающих у них положительные эмоции, проявляя особый такт и внимание, особенно к потерпевшим. Об этом следует помнить и при допросе детей, подвергшихся различного рода посягательствам; наблюдавших противоправные, насильственного характера действия своих родителей и т.п.

Продолжительность допроса несовершеннолетних, особенно малолетних свидетелей, потерпевших должна определяться не только задачами, стоящими перед правоохранительными органами, но прежде всего индивидуально-психологическими, возрастными особенностями допрашиваемых. По мнению М. М. Коченова, Н. Р. Осиповой, продуктивно могут давать показания:

  • – дети 3-5 лет в течение 15-20 мин;
  • – дети 5-7 лет – в пределах 20-25 мин;
  • – дети 7-10 лет – от 25 до 35 мин.

Если за это время не все удалось выяснить, следует сделать перерыв в допросе. Более того, в законе специально указано, что допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вообще не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК).

Источник: https://studme.org/109812055395/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_doprosa_nesovershennoletnih

Юридическая психология

Допрос несовершеннолетних юридическая психология

Допросявляется распространенным следственнымдействием, которому уделяется большоевнимание в современной процессуальнойи криминалистической литературе. Сутьдопроса заключается в получении отдопрашиваемого лица устных сведений(показаний), т.е.

устной речевой информацииоб обстоятельствах и фактах, имеющихзначение для разрешения уголовногодела1.

Качество получаемой информации приэтом зависит от ряда объективных исубъективных факторов, среди которыхбольшое значение имеет возрастдопрашиваемого лица.

Допросподозреваемого (обвиняемого) в возрастеот 14 до 17 лет обладает рядом особенностей,обусловленных нравственно-психологическимихарактеристиками указанной возрастнойгруппы. Следует отметить:

  • меньший, чем у взрослых, объем знаний и жизненного опыта;
  • слабую сосредоточенность;
  • повышенную внушаемость;
  • меньшее развитие аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;
  • тенденцию смешивать реально воспринятое и воображаемое;
  • эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетниеуступают взрослым в способностиосознавать событие в целом, не всегдамогут выделить главное, обращая вниманиелишь на те факты, которые им интересныили произвели сильное впечатление.

Оничаще взрослых ошибаются при определениирасстояний, последовательности действийи событий; быстрее забывают воспринятыесобытия. Обладают повышенной эмоциональнойвозбудимостью и неуравновешенностью,им присущи быстрые смены настроения иповеденческих реакций.

При этом степеньвыраженности указанных особенностейносит индивидуальный характер иопределяется условиями развития ивоспитания подростка.

Впроцессе развития подростка в возрастеот 14 до 17 лет происходят серьезныефизиологические изменения.

Усиленноефункционирование гормональной системыповышает нервную возбудимость подростка,делает его реактивным, экспрессивным.Особенно ярко проявляются такие свойстваличности, как несдержанность, вспыльчивость,резкость.

Особенности психики подросткапроявляются на фоне отсутствиядостаточного жизненного опыта, знанийи представлений.

Изложенныеособенности необходимо учитывать,определяя тактику допроса несовершеннолетнего.

Однойиз психологических характеристикизучаемой возрастной группы, по мнениюпсихологов, является повышеннаяпотребность в самоутверждении, что, всвою очередь, проявляется в демонстративнойнезависимости, браваде, повышеннойподражательности2.Реализация этой потребности толкаетмногих подростков к совершениюпреступлений и определяет их поведениев ходе следственных действий.

Неслучайно многие несовершеннолетниеобвиняемые, поясняя мотивы своегопреступного поведения, ссылаются нагрупповую солидарность и желаниеподдержать других членов группы какосновной мотив собственного преступногоповедения, отмечая, что, окажись они втой же ситуации в одиночку, совершитьпреступление не решились бы.

Результатыпроведенного нами изучения уголовныхдел о преступлениях, совершенныхнесовершеннолетними в группе, показали,что групповая солидарность как ведущиймотив в механизме совершения преступленияхарактерна для 34% изученных ситуаций,еще 20% преступлений были совершеныподростками на основе подражательноймотивации, мотив самоутвержденияхарактерен для 12% изученных преступлений.

Впроцессе допроса стремление ксамоутверждению проявляется вподверженности поведения особымподростковым стереотипам, что нередкоосложняет установление с подросткомпсихологического контакта и лежит воснове ложных показаний. Пониманиетакой мотивации, ее своевременнаядиагностика позволяют разоблачитьложные показания.

В целях преодолениятакого поведения допрос несовершеннолетнегоцелесообразно проводить в кабинетеследователя, в официальной обстановке,подчеркивающей значимость процессуальногодействия. Вместе с тем следовательсвоими вопросами и поведением долженподчеркивать важность происходящегодля судьбы подростка.

Обстановка допросадолжна быть спокойной, бесконфликтной,однако грубое или иное недопустимоеповедение допрашиваемого несовершеннолетнегодолжно немедленно пресекаться. В такихслучаях эффективное воздействие нанесовершеннолетнего допрашиваемогоимеет спокойное замечание.

Ответнаягрубость следователя препятствуетустановлению психологического контакта,а в случае, если он был установлен, —разрушает его3.

Другаявозрастная особенность несовершеннолетнихдопрашиваемых подозреваемых (обвиняемых)обусловлена отсутствием достаточногожизненного опыта и незавершенностьюформирования интеллектуальной сферыличности. Подростки, например, не всегдав состоянии делать правильные выводыиз известных им обстоятельств, не могутправильно определить главные ивторостепенные моменты.

Вплане расследования указанныеобстоятельства должны учитываться вразных аспектах. С одной стороны,допрашиваемые, не достигшие 18-летнеговозраста, нередко прибегают к дачезаведомо ложных показаний.

Однако вбольшинстве случаев такие показаниябывают недостаточно продуманны, необладают логической стройностью и какследствие — характеризуются множествомпротиворечий.

По результатам нашихисследований, 46% несовершеннолетнихподозреваемых (обвиняемых) прибегалик даче ложных показаний на предварительномследствии.

При этом в подавляющембольшинстве случаев они использовалиложь частичную, 68% таких показанийхарактеризовались пробелами, противоречиямии логическими несоответствиями.Следовательно, максимальная детализацияполученных показаний в совокупности сиспользованием противоречий ипредъявлением доказательств являетсялучшим способом разоблачения лжи впоказаниях несовершеннолетнихподозреваемых (обвиняемых).

Сдругой стороны, указанное обстоятельствоопределяет полноту и качество получаемыхпоказаний, поскольку допрашиваемыеподростки на стадии свободного рассказабывают не в состоянии самостоятельноизложить обстоятельства совершенногопреступления и нуждаются в помощиследователя.

В этой связи следовательдолжен задавать уточняющие, дополняющиеи детализирующие вопросы, помогающиенесовершеннолетнему подробно изложитьизвестные ему по делу обстоятельства.

Вопросы при этом должны быть сформулированытаким образом, чтобы они были понятныи доступны допрашиваемому.

Однойиз особенностей допрашиваемого, недостигшего 18-летнего возраста, можетбыть склонность к фантазированию, чтопроявляется в надуманных объясненияхпроизошедших событий, придумываниидеталей и обстоятельств, не имевшихместа в действительности. При этом самдопрашиваемый, высказывая свою версиюслучившегося, начинает верить, что всепроисходило именно таким образом.

Впроцессе допроса несовершеннолетнегоподозреваемого (обвиняемого) следуетучитывать склонность подростков кгрупповому поведению.

Молодым людямсвойственно реализовывать свою социальнуюактивность не в одиночку, а в группе,поскольку такая форма поведения позволяетчувствовать эмоциональную, моральную,а подчас и физическую поддержку себеподобных4.

Для большинства подростков в периодстановления личности общение сосверстниками является наиболее ценными оказывает значительное влияние нажизненную позицию. Именно по этой причинепреступность несовершеннолетнихпреимущественно носит групповойхарактер.

Указанная особенность оказываетвлияние и на поведение несовершеннолетнегов процессе допроса. Результаты изученияуголовных дел свидетельствуют, чтокаждый десятый несовершеннолетнийподозреваемый (обвиняемый) дает ложныепоказания с целью выгородить соучастникаили соучастников. В этой связи передследователем встает задача правильногоопределения очередности допросовнесовершеннолетних, совершившихпреступление в группе.

Представляется,что решение этого вопроса должноосновываться на прогнозированииповедения несовершеннолетних соучастников,и первым необходимо допрашивать тогоиз них, кто вероятнее всего даст полныеи правдивые показания.

По нашему мнению,решая данный вопрос, следует учитыватьроль несовершеннолетнего в процессесовершения преступления, его взаимоотношенияс соучастниками, наличие судимости иопыта совершения преступлений иправонарушений, а также личностныеособенности допрашиваемого и егонравственно-психологические характеристики.

Имеет значение степень доказанностиучастия в совершении преступления тогоили иного несовершеннолетнего5.

Определеннымиособенностями обладает протоколированиепоказаний несовершеннолетнихподозреваемых, обвиняемых. Подросткинередко употребляют слова и выражения,не являющиеся общепринятыми, но активноиспользуемые в кругу несовершеннолетних.

В такой ситуации рекомендуется впротоколе допроса разъяснять, чтопонимает подросток под тем или инымсловом. Особенно это относится к сленговыми жаргонным выражениям, кличкам, названиямдомов и улиц6.

Следует также обратитьвнимание на то, что в протоколе должныиспользоваться только такие термины(медицинские, юридические и т.п.), которыепонятны несовершеннолетнему, дающемупоказания.

Допрашиваянесовершеннолетних подозреваемых(обвиняемых), следователь должен учитыватьособенности их личности.

Эффективно икачественно произвести допроснесовершеннолетнего подозреваемого,обвиняемого можно только на основезнаний общей и подростковой психологии,а также умения таким образом определитьсвою собственную линию поведения, чтобыпри строжайшем выполнении законаобеспечить успешное выполнениепоставленной задачи

Сознание,поведение несовершеннолетнего, егоотношение к происходящему, должны бытьучтены в процедуре допроса, независимоот того, в какой бы процессуальной ролион не выступал. 1. Вызов на допроссвидетеля, не достигшего 16 лет,производится, как правило, через егородителей или иных законных представителей.

Для участия в допросе свидетелей ввозрасте до 14 лет, а по усмотрениюследователя при допросе свидетелей иот 14 до 16 лет, вызывается педагог,специалист в области возрастнойпсихологии.В случае необходимостивызываются также законные прёдставителинесовершеннолетнего или его близкиеродственники.

Допрос несовершеннолетнегосвидетеля в суде, когда этого требуютинтересы установления истины, можетбыть по определению (постановлению)суда проведен и в отсутствие подсудимого.Свидетель, не достигший 16 лет, долженбыть удален из зала заседания по окончаниидопроса, кроме случаев, когда суд признаетнеобходимым дальнейшее присутствиеэтого свидетеля.

Аналогичный порядок,направлен на то, чтобы как можно меньшенанести вреда психике несовершеннолетнего. 2.

При подготовке к допросунесовершеннолетнего свидетеля, еслипозволяют обстоятельства, рекомендуетсязаблаговременно получить сведения оего семье, учебе, поведении, психологическомразвитии, состоянии, осведомленностив событиях, о которых предполагаетсяего допрашивать и др. особенностях. 3.

Место предстоящего допроса выбираетсятаким образом, чтобы оно не вызывало уребенка излишнего психического напряженияи было привычным для него. Рразговорследует начинать в присутствиисопровождающего его лица, педагога,постепенно вовлекая в него и ребенка(М. М. Коченов, Н.Р. Осипова). Вести себяследует естественно, доброжелательно.

Важно сформировать у допрашиваемогомотивацию дачи показаний, пояснить, чтоот него ждут помощи, вести себя ненавязчиво,не прибегая к наводящим вопросам. Следуетобращать внимание не только на содержаниерассказа ребенка, но и на его манеруговорить, интонации, тон речи, паузымежду словами. 4.

, форма,достоверность свидетельских показанийнесовершеннолетних во многом зависятот уровня их психологического развития.Дети уже в раннем возрасте (до трех лет)способны к восприятию людей, их действий,различных объектов, особенно отличающиесясвоей яркостью и необычностью. Насобственном опыте они начинают понимать,что, значит, толкнуть, ударить, драться.

Поэтому уже в пятилетнем возрастеребенок в состоянии назвать наиболеехарактерные для конфликтной ситуациидействия ее участников. Умение строитьсамостоятельный рассказ появляется удетей около пяти лет. В дошкольномвозрасте ребенку легче что-либо узнать(в смысле – опознать), чем воспроизвестина вербальном уровне.

Дети оть 3 до 7 летплохо разбираются в причинных связяхсобытий, обычно воспринимают ихфрагментарно, нередко дополняя свойрассказ вымыслом. Дети по сравнению совзрослыми более внушаемы, податливыпостороннему воздействию, благодарячему подросток рассказывает не то, чтопомнит, а то, что об этом говорят старшие.

Чтобы убедится в том, что малолетнийсвидетель говорит по наущению кого-то,следует поинтересоваться: понятно лиему самому то, о чем он говорит, нерасспрашивали ли его об этом иные лица,не советовали ли они ему как надо отвечатьна вопросы следователя (суда).

К 10 годаму несовершеннолетнего появляется умениеприпоминать увиденное или услышанное,хотя все еще подростки до 14 лет неспособны логически восстановить событие,выделить в нем главное. И тем не менеев возрасте примерно 8-10 лет при разговорес ними можно апеллировать к чувствудолга, к тому, что человек должен бытьчестным, правдивым (М. М. Коченов, Н. ПОсипова.).

У детей подростковой группынередко обостряется излишня самоуверенность,самолюбие, повышенная ранимость,эмоциональная неустойчивость и др., чтонельзя не учитывать во время их допроса. При допросе малолетних свидетелей,особенно потерпевших, следует чередоватьпрямые вопросы с нейтральными, либовызывающими положительные эмоции,проявлять особый такт и внимание. Обэтом особенно следует помнить придопросе детей, подвергшихся сексуальнымпосягательствам, наблюдавшимпротивоправные, насильственногохарактера действия старших. Продолжительность допроса несовершеннолетних,особенно малолетних, потерпевших помнению М. М. Коченова и Н. Р. Осиповойдолжна быть: для детей 3-5 лет около 15-20минут, для детей 5-7 лет – в пределах20-25 минут; для детей 7-10 – чуть больше.Если за это время не удалось выяснитьнужное, следует сделать перерыв вдопросе. (В.В. Романов)

Источник: https://studfile.net/preview/5024072/

Допрос несовершеннолетнего: психологические особенности процесса

Допрос несовершеннолетних юридическая психология

Говоря о детях, необходимо иметь четкое понимание о разделении их по возрасту:

  • младенцы (от рождения до года);
  • раннее детство (1-3 лет);
  • дошкольный (3-6 или 7 лет);
  • младший школьный (6 или 7 – 11 или 12 лет);
  • подростковый (11 или 12 – 14 или 15 лет);
  • ранний юношеский (14 или 15 – 17 или 18 лет).

При каждом переходе в новую возрастную категорию человек проходит стадию кризиса. Он обусловлен противоречиями между новыми возникшими потребностями и условиями удовлетворения, которые, как правило, не устраивают взрослеющего ребенка.

В каждом возрасте есть:

  • определенные потребности;
  • круг общения;
  • взаимоотношения с окружающими людьми;
  • игровая деятельность;
  • интересы;
  • хобби;
  • ценностные ориентации;
  • трансформирующиеся уровни социального функционирования;
  • трансформация уровня интеллекта и развития;
  • трансформация направленности личности.

Выше перечисленные факторы значительно влияют на сознание несовершеннолетнего, на его поведение, отношение к происходящему, главным образом к процедуре судопроизводства.

В момент процесса суда необходимо учитывать психологию допроса несовершеннолетних.

Независимо от того, в какой роли он выступает (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), его ответы, речь, поведение зависят от возраста, интеллекта, психических особенностей развития. Отсюда можно сделать вывод:

Вывод 1

Показания (содержание, форма, достоверность) несовершеннолетнего напрямую зависит от его уровня развития психики, индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологические особенности развития детей разных возрастов

Дети до 3 лет уже способны воспринимать:

  • людей и их действия;
  • объекты, особенно яркие и необычные.

Опираясь на собственный опыт, они начинают понимать, что значит толкнуть, драться, и поэтому в 5 лет ребенок уже способен проявить данные действия. Хотя они совершаются не по объективной значимости, а по случайным признакам.

Описывая что-либо, дети используют сравнение, и они (сравнения) бывают относительными и неточными. Такое больше присуще дошкольному и младшему школьному возрасту. Ребята используют неопределенные понятия, например, худой – толстый.

Но зато дети этого возраста имеют хороший объем словарного запаса. Слова в основном составляют пассивный словарь, так как в повседневной жизни они не используют их, но значения понимают.

Хотя не все слова в сознании детей имеют точное значение.

Строить рассказ дети могут примерно с 5 лет. В этом возрасте им легче что-либо опознать, чем описывать что-то словесно. Детям 3-7лет события, обычно, воспринимают фрагментами, поэтому зачастую включают воображение и фантазию.

В течение последних 10 лет детям дошкольного возраста приписывают повышенную склонность к фантазированию и богатое воображение. Но Коченов М.М. и Осипова Н.Р. долго изучали данный вопрос и пришли к выводу: повышенная склонность к фантазии детей 3-7лет встречается не часто. Это можно объяснить тем, что продуктивность воображения зависит от жизненного опыта, который необходимо учитывать.

Также необходимо помнить: детям можно легко что-либо внушить. Внушаемость можно разделить на 2 типа:

  • под давлением других лиц, например, взрослых;
  • податливость постороннему воздействию.

Внушение можно распознать, так как несуществующие факты, которые легли в рассказ ребенка, выглядят скудными, типичными штампами, неестественными. От этого создается впечатление, что текст заучен. Чтобы окончательно убедиться, говорит ли несовершеннолетний не свои мысли, необходимо поинтересоваться: понятно ли то, о чем говорит.

В возрасте с 7 до 10 лет у детей происходят большие изменения в:

  • сознании;
  •  мышлении;
  • речи;
  • словарном запасе.

Замечание 2

Т.е. несовершеннолетние уже могут формулировать связный текст на основе личного опыта, объяснить какие-либо события. У них формируются навыки последовательного изложения событий, при этом появляется детализация. Увеличивается восприятие. Воображение становится более богатым, реалистичным.

К 10 годам дети могут уже припоминать увиденное, услышанное. Но, несмотря на это, до 14 лет несовершеннолетние не владеют навыком логического восстановления события, не могут выделить в нем главное. Так или иначе, приблизительно с 8-10 лет, можно обращаться к чувству долга, к честности.

У подростков 11 – 15 лет уже достаточно расширяется познавательные интересы, растет самосознание, желание быть самостоятельным, стремление к самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (избыточная самоуверенность, самолюбие и т.д.) Дети, достигшие 14 лет, подвергаются общественной опасности таких преступлений, как:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда;
  • средняя тяжесть вреда здоровью;
  • насилие сексуального характера;
  • разбой;
  • и т.д.

Начиная с 14 лет подросток, совершивший преступление, которое отражено во 2 части статьи 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Считается, что в 16 лет у молодого человека уже в целом формируется правосознание и завершается процесс социализации личности. Именно поэтому начиная с этого возраста люди несут уголовную ответственности, которая отражена в части 1 статье 20 УК.

Несовершеннолетние 14-18 лет могут самостоятельно осуществлять ряд гражданско-правовые сделки, нести имущественную ответственность в особых случаях, указанных в п.2,3 статьи 26 ГК. Поэтому допросы для лиц 16-17 лет ведутся наравне со взрослыми.

Опиши задание

Общие правила допроса несовершеннолетнего

Если позволяют обстоятельства, то для подготовки к допросу необходимо получить, ниже перечисленные сведения:

  • условия жизни, окружение и воспитание ребенка, с кем и как проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;
  • уровень интеллектуального развития, владение речью, круг интересов, хобби, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, положительные качества ребенка;
  • наблюдателен, сообразителен ли ребенок, как учиться в школе, насколько он к ней адаптивен;
  • не замечен ли в употреблении алкогольных напитков, наркотиков и т.п.;
  • ведущие черты характера, эмоциональная устойчивость ребенка, отношение со сверстниками, учителями и т.д.;
  • физическое развитие, нет ли каких-либо дефектов, расстройств, заболеваний; если есть, то какого характера и происхождения;
  • состояние во время суда, принимал ли вообще в нем когда-либо участие; если, да, то необходимо установить причины;
  • чем занимался, времяпровождение подростка после происшедшего события, круг общения в данный период времени;
  • рассказывал ли он о событиях, о которых его допрашивают; что именно сказал;
  • обсуждались ли взрослыми, например, родителями, эти события в присутствии ребенка.

Общие правила допроса в качестве:

  • свидетеля отражены в статьях 191, 280 УПК, статьях 176, 179 ГПК;
  • подозреваемого, обвиняемого отражены в статье 425 УПК.

Примечание 1

Некоторые правила учитывают психологические закономерности поведения лиц данной категории.

Еще одно важное правило – место для допроса не должно вызывать беспокойство у ребенка. Обстановка должна быть доброжелательной, располагать подростка к откровенному разговору. Поэтому при предварительном и судебном допросе предусмотрено обязательное участие педагога или психолога.

Педагога или психолога приглашают, если несовершеннолетний:

  • совершил преступление;
  • был изнасилован;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • страдает психическим расстройством (часть 3 статья 425 УПК. В данном случае можно пригласить психиатра, патопсихолога и т.п.).

Рекомендовано в качестве педагога брать не классного руководителя по 2 причинам:

  • личная неприязнь педагога к несовершеннолетнему;
  • стыдливость ребенка (особенно, если он был подвержен насилию сексуального характера).

Перед допросом свидетелей до 16 лет не предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им разъясняют о правдивости, будучи сказанных слов для следствия. Допрос свидетеля до 18 лет по постановлению суда может быть проведен в отсутствии подсудимого (часть 6 статья 280 УПК).

Замечание 3

Данный порядок действий предусмотрен для того, чтобы не навредить психике ребенка. Этот же регламент используется в отношении несовершеннолетнего подсудимого в тех же целях (статья 429 УПК).

Для того, чтобы свидетель быстро освоился, разговор начинается с педагога или психолога, постепенно вовлекая в процесс общения ребенка. Если необходимо понять, освоился молодой человек или нет, надо его спросить о том, понятно ли ему, где находится, зачем его привели сюда.

Необходимо на начальной стадии допроса вызвать у ребенка интерес к разговору. Для этого можно сказать ему, что от него ждут крайне необходимую помощь, но вести себя следует осторожно, чтобы не делать акцент на чем-то конкретном. В связи с этим недопустимы следующие обороты:

  • «Это ты должен понимать…»;
  • «Надо вспомнить…»;
  • «Ты не мог забыть о том, что…»;
  • и т.д.

При использовании данных конструкций у свидетеля может активироваться фантазия или, он начнет пытаться заслуживать одобрение взрослых.

Замечание 4

Также при допросе малолетних свидетелей/потерпевших необходимо чередовать положительные и отрицательные вопросы, чтобы ребенок не зажался. Прежде всего это правило касается детей, которые подвергались каким-либо насилиям.

Время допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей/потерпевших должно включать в себя не только задачи, но и индивидуально-психологические, возрастные особенности. По мнению Коченова М.М. и Осиповой Н.Р. продуктивные показания:

  • детей 3 -5 лет даются в течение 15-20 минут;
  • детей 5 -7 лет даются в течение 20-25 минут;
  • детей 7-10 лет даются в течение 25-35 минут.

Если за установленное время не удалось получить необходимую информацию, то делается перерыв. В части 1 статье 425 УПК говорится о том, что допрос несовершеннолетних должен содержать двухчасовой или четырехчасовой перерывы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/juridicheskaja-psihologija/dopros-nesovershennoletnego/

Психология допроса несовершеннолетних

Допрос несовершеннолетних юридическая психология

Особенности психики несовершеннолетних связаны с ограниченностью их жизненного опыта, знаний и представлений, с недостаточной сформированностью адаптивных поведенческих навыков.

В процессе развития подростка в его психике происходят существенные сдвиги, и в первую очередь — активное расширение системы социальных связей. Интенсивное физическое и половое развитие — важнейшая особенность этого возраста.

Потребность в самоутверждении — одна из ведущих потребностей подростка. Ее реализация может осуществляться в рамках контактной малой группы (в компании), что иногда порождает ряд негативных явлений. Поэтому включение подростка в многообразные социальные группы, в широкие социальные связи — одна из основных мер предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

Подросток активно ищет референтную группу, друзей и товарищей и, найдя их, стремится самоутвердиться. Нередко такое “самоутверждение” и делает его “трудным”.

Повышенная конформность, суггестивность, групповая зависимость, подверженность поведения особым подростковым стереотипам, негативизм, демонстративная независимость, бравада, зависимость от референтной группы, повышенная подражательность кумирам, склонность к рискованным действиям, недостаточный социальный самоконтроль — основные психологические особенности подросткового возраста.

Формирование чувственных представлений несовершеннолетних отличается наглядно-эмоциональной направленностью, недостаточной категориальной отнесенностью, некоторым дисбалансом в деятельности первой и второй сигнальных систем, недостаточной развитостью обобщений по существенным признакам, склонностью к генерализованным обобщениям по несущественным признакам явлений.

У подростков меньший объем восприятия и долговременной памяти, они менее точно отражают пространственные качества объектов: их величину, удаленность, конфигурацию, цветовые оттенки, чаще, чем взрослые, допускают ошибки в определении продолжительности временных периодов, иногда искажают последовательность событий. Постоянное стремление к новым впечатлениям может усиливать проактивное и ретроактивное торможение.

Недостаточная сформированность понятийной сферы нередко приводит к неправильному употреблению понятий. Неточные показания несовершеннолетних иногда обусловлены подражательностью, стремлением говорить “как надо”.

Наряду с этим психика подростков характеризуется и такими существенными для установления истины по делу качествами, как повышенная ориентировочно-исследовательская деятельность, обостренное внимание к отдельным деталям события, направленность внимания на экстраординарные события, непосредственность, искренность, правдивость.

Более стабильный, чем у взрослых, распорядок жизнедеятельности несовершеннолетних позволяет в ряде случаев получить “опорные точки” для установления времени совершения и продолжительности расследуемых событий, их пространственной локализации.

В ложных показаниях подростки чаще допускают противоречия, несоответствия, не продумывают деталей “легенды”.

Для установления коммуникативного и психологического контакта с несовершеннолетним необходимо предварительно ознакомиться с условиями его жизни, особенностями воспитания, интересами, социальными связями и т.д. Необходимые характериологические сведения следователь может получить из бесед с родителями, от инспекторов детской комнаты милиции, участковых инспекторов.

Допрос несовершеннолетнего должен продолжаться не более одного часа. При допросе несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, присутствие педагога обязательно. Педагог дает необходимые консультации для определения формы постановки вопросов, установления психологического контакта с подростком.

При необходимости оценки способности несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, его возможности полностью осознавать значение своих действий назначается судебно-психологическая экспертиза.

Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболеванием, то есть значительное его отставание от нормального уровня психического развития детей данного возраста, проявляется в аномальных действиях. Однако следует иметь в виду, что отставание в психическом развитии может проявляться не однозначно. На экспертное разрешение должны быть поставлены следующие вопросы:

    1. имеются ли у лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития;
    2. можно ли на основании данных психологии и педагогики сделать вывод о том, что несовершеннолетний не осознавал полностью значения своих общественно опасных действий.

Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц.

Далее возможна ознакомительная (не формальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу.

Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.

С помощью контрольных вопросов выявляются ориентация несовершеннолетнего в последовательности событий, понимание их сущности. Особенно существенно при допросе оказание несовершеннолетнему мнемической помощи.

Диагностируя ложность показаний, следователь должен установить их мотивы (чувство ложного товарищества, стыда, страха, возникшего в результате угрозы и запугивания заинтересованного лица, неприязнь к следователю, советы близких).

Наряду с воздействием на мотивационную сферу подростка следователь использует и допустимые приемы психического воздействия: демонстрация своей информационной осведомленности, предъявление доказательств, развенчание соучастников и т.п.

В ходе допроса следует придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию, пресекать жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных проявлений вульгарности и развязности.

В то же время речь самого следователя должна быть предельно корректной. При этом допустимы ирония, меткие, острые определения, высоко ценимые подростками. Необходимо также быть вежливым и проявлять уважение к личности несовершеннолетнего. Недопустимо панибратство, заискивание и т.д.

Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших

Закон не ограничивает возраста свидетелей. В ряде случаев ими могут быть дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет). Их допрос должен осуществляться с учетом возрастных особенностей, присущих каждому из указанных возрастных периодов.

Малолетние свидетели обладают, как известно, крайне ограниченным жизненным опытом и их показания требуют психологически обоснованной интерпретации. Поэтому при допросе необходимо участие педагога, воспитателя или специалиста по возрастной психологии.

Дети особенно подвержены суггестивному влиянию взрослых, генерализованным обобщениям (по несущественным признакам). У них значительна склонность к воображению, ложному опознанию (образы прошлого и текущего воздействия могут соотноситься по второстепенным, несущественным признакам).

Особенно сложны для детей установление причинно-следственных связей явлений, интерпретация значения действий малознакомых людей, мотивов и целей их поведения. Память ребенка дошкольного возраста отличается непроизвольностью, слабым развитием произвольного запоминания, направленностью на яркие отличительные особенности объектов.

Восприятие внешности людей малолетними свидетелями и потерпевшими, как правило, не точно. Большее внимание они обращают на броские приметы, одежду, эмоционально-экспрессивные поведенческие особенности. Хуже запоминаются черты лица. Рост человека, как правило, завышается. Смещаются понятия “молодой” и “старый”. Процессы узнавания несовершенны, часты ошибки, ложные узнавания.

Восприятие младших школьников отличается большей дифференциацией цвета, величины, формы объекта, детализацией объектов в процессе наблюдения. Они лучше решают те задачи, в которых имеется возможность действия с предметами, а словесному описанию событий предпочитают показ.

Свободный рассказ таких свидетелей о событии отличается дискретностью, событие расчленяется на единицы без установления взаимосвязей между ними. Для них более доступна операция анализа, чем синтеза. “…

Ребенок показывает себя гораздо более способным отделить элементы от целого, которое дано ему сразу, чем объединить то, что встречалось в его опыте разделенным…”.

Младшие школьники легче находят различие, чем сходство (нередко они затрудняются сделать сравнения, если им не указывают конкретных параметров для этого), легче абстрагируют отдельные свойства предметов, чем их связи и отношения. Их обобщения расширительны. В значимые моменты события они включают второстепенные элементы.

Особенно часто малолетние допрашиваются об обстоятельствах, связанных с сексуальными посягательствами. Не понимая значения совершаемых с ними сексуально направленных действий, дети осознают их необычность, “стыдность”.

Повышенная эмоциональная значимость таких действий, невольное участие в них способствуют сравнительно прочному их запоминанию. Однако очередность этих событий следователь должен постоянно уточнять (“Что было до этого?, Что с тобой было сделано, когда ты…?” и т.п.).

Непонимание смысла совершаемых действий существенно затрудняет их воспроизведение. Здесь необходимы многократные уточняющие и детализирующие вопросы.

При допросе малолетних свидетелей и потерпевших необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности.

При подготовке к допросу следователь может использовать консультации педагога, психолога.

Допрос может происходить в домашней обстановке, в дошкольном или медицинском учреждении, в школе, детской комнате милиции и др.

, в зависимости от того, где можно добиться максимальной коммуникативной активности. При этом формулировки вопросов должны быть заранее продуманы совместно со знающим ребенка педагогом.

Вовлечение ребенка в общение должно происходить постепенно. Вначале следует дать ему возможность освоиться с новым местом и новыми людьми. Первоначально допустима ориентировочная беседа о нем с сопровождающими его взрослыми людьми, с обращением к ребенку с отдельными сопутствующими вопросами. При этом речь следователя должна быть краткой, доступной, но не подделанной под “детский стиль”.

Для определения способности ребенка правильно излагать события ему можно сначала поставить задачу: описать те события, которые заведомо ему хорошо известны. При этом следователь должен возбуждать деятельность ребенка на положительном эмоциональном фоне и избегать неприятных для него вопросов.

Переходя к существу дела, следователь может повысить мотивационную ответственность ребенка, сообщив, что его показания очень важны для правильной оценки расследуемого события. Учитывая особую чувствительность детей, следует блокировать тенденцию, направленную на оправдание ожидания следователя.

В начале допроса надо сказать ребенку, что если он чего-то не знает, то он должен открыто заявить об этом. Однако не следует специально фиксировать начало допроса, необходимо плавно перевести разговор на получение показаний по существу дела.

При этом, поскольку дети не способны к логическому свободному рассказу, осуществляется диалогическое взаимодействие с ребенком, по отдельным эпизодам события ставятся конкретные, понятные вопросы, исключающие, однако, односложные ответы.

Сложность вопросов должна наращиваться постепенно: сначала целесообразно выяснить круг лиц, участвовавших в преступном событии, обстановку, которую ребенок хорошо запомнил, действия, которые он сам совершал, и лишь затем задавать вопросы о содержании самого события. При этом следует оказывать мнемическую помощь, побуждая ребенка к припоминанию развития события, к установлению связи между его отдельными эпизодами.

Можно побуждать детей повторять вслух вопросы следователя. При этом необходимо избегать не только внушающих воздействий, но любого проявления жесткости в обращении (“Ты обязательно должен сказать” и т.д.). Не следует поправлять ошибки в речи ребенка.

Учитывая ограниченность объема, устойчивости и распределенности детского внимания, повышенную утомляемость при однообразной форме деятельности, можно предложить ребенку изобразить то, что он видел, назвать цвет, форму и т.п.

по наглядному эталонному материалу.

Все вопросы, связанные с травмирующими психику ребенка обстоятельствами, должны чередоваться с нейтральными, эмоционально положительными.

Общая продолжительность допроса детей дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, а детей младшего школьного возраста — 30 минут. В случае сильного душевного волнения допрос должен быть временно прекращен, а внимание ребенка переключено на эмоционально-положительные объекты.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/psichologiya-doprosa-nesovershennoletnich

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.