Доставление досмотр

Доставление и административное задержание. Досмотр вещей

Доставление досмотр

Легальное определение доставления для целей КоАП дается в части 1 статьи 27.2 КоАП РФ. Оно представляет собой самостоятельный вид мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Признаками этой меры являются:

  • а) доставление есть не что иное, как принудительное (т.е. против воли доставляемого) препровождение (т.е. лицо, которое доставляют, сопровождается уполномоченными лицами) физического лица;
  • б) оно допустимо только в целях составления протокола об административном правонарушении (и то, если такой протокол невозможно составить в месте, где было совершено административное правонарушение). Другое условие – обязательность составления упомянутого протокола;
  • в) по иным основаниям применять доставление недопустимо.

Доставление (как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении) осуществляют только те должностные лица и только тех органов, которые прямо указаны в пунктах 1 – 12 части 1 статьи 27.2 КоАП.

«Доставление вправе осуществить (наряду с упомянутыми должностными лицами) в ряде случаев и рядовые сотрудники (служащие) органов, упомянутых в пунктах 1 – 12 части 1 статьи 27.

2 КоАП РФ (например, военнослужащие внутренних войск МВД, сотрудники органов уголовно – исполнительной системы и другие)».

Перечень должностных (иных уполномоченных) лиц и органов, которые вправе применить доставление, изложен в статье 27.2 КоАП РФ исчерпывающим образом. С 01.07.

2003 органы Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков также получили право на доставление при выявлении административных правонарушений по которым они составляют протоколы (пункт 83 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) либо по делам, которые рассматриваются этими органами в соответствии со статьей 23.63 КоАП РФ.

Доставление производится в служебное помещение указанных органов или в полицию. Перечень должностных лиц, указанный в части 1 статьи 27.2 КоАП РФ не только часто уточняется, но часто и дополняется.

Перечень случаев (видов административных правонарушений), когда допускается доставление, также изложен исчерпывающим образом: этот перечень нельзя расширять и в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 1 статьи 27.2 КоАП РФ точно и исчерпывающим образом указаны помещения (места), куда лицо может быть доставлено (например, в служебное помещение органов внутренних дел, в помещение органов местного самоуправления и другое).

В соответствии с правилами частей 2 и 3 статьи 27.2 КоАП РФ, нужно учесть, что:

  • 1) доставление осуществляется в наикратчайший (в техническом, организационном и т.п. смысле) срок. Поэтому необходимо доставлять в одно из ближайших помещений (предусмотренных в части 1 статьи 27.2 КоАП РФ), куда допускается доставление;
  • 2) о применении этой меры составляется отдельный протокол. Его копия подлежит обязательному вручению доставленному лицу (по его просьбе, в т.ч. устной). Он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к протоколу статьей 28.1 КоАП РФ. С другой стороны, закон позволяет, не составляя особый протокол, делать запись о доставлении:
    • а) либо в протоколе об административном правонарушении;
    • б) либо в протоколе об административном задержании.

Как только цель доставления будет достигнута, данная мера обеспечения производства по делу должна быть отменена.

Легальное определение административного задержания – самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении для целей КоАП дается в части 1 статьи 27.3 КоАП РФ.

Административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов) ограничение свободы физического лица (т.е.

оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность.

Целью административного задержания является обеспечение:

  • – правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • – исполнения постановления об административном правонарушении.

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо.

Административное задержание – исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в части 2 статьи 27.3 КоАП РФ. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной – по статье 301 Уголовного Кодекса РФ.

Административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в пунктах 1 – 10 части 1 статьи 27.3 КоАП РФ. Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в пунктах 1 – 10 части 1 статьи 27.3 КоАП РФ), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами Федеральных органов исполнительной власти.

По просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к статье 25.

6 КоАП РФ), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника. Об административном задержании несовершеннолетнего (т.е.

лица, не достигшего 18 лет, статья 21 Гражданского Кодекса РФ) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.).

Должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.

В соответствии со статьей 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Это означает, что он может быть и меньшим, но никак не большим. «Упомянутый срок исчисляется с момента доставления в место (помещение), указанное в статье 27.2 КоАП РФ, а не с момента, например, когда лицо было остановлено милицейским патрулем на улице».

Срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного, наркотического), исчисляется не с момента доставления, а с момента, когда наступило вытрезвление (он устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России, например, действующими в медвытрезвителях).

Степень опьянения в данном случае роли не играет.

Из указанного общего правила есть ряд изъятий (предусмотренных в частях 2, 3 статьи 27.5 КоАП РФ), когда срок административного задержания может превышать 3 часа:

  • 1) если в отношении лица ведется дело об административном правонарушении, которое может повлечь такое административное наказание, как административный арест, срок административного задержания не может превышать 48 часов (например, если лицо совершило мелкое хулиганство);
  • 2) если лицо совершило административное правонарушение, направленное на установленный режим Государственной границы РФ (в иных случаях, прямо указанных в части 2 статьи 27.3 КоАП РФ), срок административного задержания также не может превышать 48 часов.

И в данных случаях срок административного задержания исчисляется с момента доставления (вытрезвления). Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

При доставлении и административном задержании необходимо проводить личный досмотр.

Легальное определение для целей КоАП и порядок применения таких самостоятельных видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр и досмотр вещей дается в статье 27.7 КоАП РФ.

По своей правовой природе они отличаются от обысков (порядок проведения последних регулируется УПК РФ) и осмотра помещений и территорий, а также находящихся там вещей и документов, досмотра транспортного средства.

Цель личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, – обнаружить орудия совершения либо предмет совершения административного правонарушения (например, перевозимых без таможенного оформления предметов, хотя такое оформление было обязательно). Для иных целей (в т.ч. указанных в статье 27.1 КоАП РФ) данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применяются (это не противоречит тому, что, например, досмотр вещей может сочетаться с последующим арестом товаров).

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляет собой обследование (в т.ч. путем осмотра, ощупывания, просвечивания рентгеновскими, инфракрасными и т.п. лучами, в т.ч. с помощью специальной техники) вещей (находящихся в карманах одежды, в дамских сумочках, в дорожных чемоданах, в портфелях и т.п.).

При этом досмотр должен исключить возможность причинения вреда жизни и здоровью физического лица, нарушения конструктивной целостности (нельзя, например, заставлять разрезать батон колбасы, отделять от обуви каблук). Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять только должностные лица, указанные в статьях 27.2, 27.

3 КоАП РФ, и лишь в присутствии понятых.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (например, в чемодане), может совершаться и лицом противоположного пола. При этом также обязательно присутствие двух понятых (пол их в данном случае роли не играет).

Личный досмотр, досмотр вещей допускаются и без понятых, но лишь в исключительных случаях, если имеются достаточные основания (они должны быть указаны в протоколе) полагать, что при физическом лице находится оружие и другие предметы, указанные в части 4 статьи 27.7 КоАП РФ.

Не допускается в этом случае личный досмотр женщин должностными лицами мужского пола (либо их присутствие).

Перечень способов фиксации вещественных доказательств (применяемых при личном досмотре и досмотре вещей) указан в части 5 статьи 27.7 КоАП РФ неисчерпывающим образом: с развитием науки и техники могут появиться и иные способы фиксации: их применению данная норма не препятствует. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется:

  • а) либо отдельный протокол (он так и называется «протокол личного досмотра», «протокол досмотра вещей, находящихся при физическом лице»);
  • б) либо запись в протоколе о доставлении или об административном задержании;

В любом случае в протоколе о личном досмотре (досмотре вещей) должны содержаться сведения, прямо перечисленные в частях 6, 7 статьи 27.7 КоАП РФ.

Это не означает, что иные сведения (например, по просьбе досматриваемого) не могут быть включены в протокол: могут, но лишь при условии, что это отвечает целям применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Протокол должен быть подписан лицами, упомянутыми в части 8 статьи 27.7 КоАП РФ. При этом лицо, в отношении которого проводился личный досмотр, досмотр вещей, а также понятые вправе делать замечания.

Кроме того, лицо (в отношении которого производится личный досмотр, досмотр вещей) вправе не подписывать протокол. В подобных случаях в протоколе должна содержаться запись об этом (удостоверенная подписями должностных лиц и понятых). В противном случае протокол не будет отвечать требованиям допустимости доказательства.

Источник: https://studwood.ru/1240697/pravo/dostavlenie_administrativnoe_zaderzhanie_dosmotr_veschey

Соблюдение требований закона при задержании, доставлении гражданина, досмотр и изъятие его вещей

Доставление досмотр

8 мая 201817 мая 2018 Публикации и практика.Уголовные правоотношения

Соблюдение требований закона при задержании, доставлении гражданина, досмотр и изъятие его вещей.Каждый по отдельности Федеральный закон от 07.02.

2011 N 3-ФЗ “О полиции”, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет процедуру задержания, доставление гражданина, досмотр и изъятие его вещей.Сотрудник полиции должен представиться, назвать свою должность, звание и фамилию, сообщить причину и цель обращения.

Вы в праве потребовать предъявить служебное удостоверение и сотрудник полиции должен вам его показать. Должен разъяснить причину и основания по которым ограничивает ваше право на передвижение.

Основания в лишение возможности свободно перемещаться в каждом вышеуказанном нормативном акте различные, также и сама процедура в задержании имеет некоторые различия, но принципы по защите прав и свобод гражданина схожи.Рассмотрим порядок и основание задержание, доставление гражданина, досмотр и изъятие в каждом законе в отдельности.1.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ).В соответствии со ст.

91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Кроме этого, при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо может быть задержано, если: (а) следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меру пресечения в виде заключения под стражу;(б) если пыталась скрыться;(в) не имеет постоянного места жительства;(г) не установлена его личность.После того как вас доставили в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть оформлен протокол задержания. В протоколе указываются основания и мотивы задержания и другие обстоятельства его задержания.Как правило личный обыск проводится в каждом случае задержания подозреваемого. О необходимости проведения личного обыска подозреваемого сразу после его задержания свидетельствует и часть 2 статьи 92 УПК РФ, предписывающая фиксировать его результаты прямо в протоколе задержания.Личный обыск подозреваемого до вынесения соответствующего постановления невозможен. Обыскать задержанного можно лишь после возбуждения уголовного дела в при присутствии понятых. Необязательно только наличие постановления о производстве обыска.На практике, проводимый по существу личный обыск прямо на месте фактического задержания до возбуждения уголовного дела к процессуальному мероприятию, предусмотренному УПК РФ не имеет. Во время фактического задержания лица, сотрудники правоохранительных органов проводят его досмотр, предусмотренный п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п.п. 16 п.1 ст. 13 закона «О полиции», административным досмотром (ст. 27.7 КоАП РФ), освидетельствованием (ст. 179 УПК РФ), осмотром места происшествия. Подобные действия по отысканию и изъятию предметов, документов или ценностей, которые, не имея строго установленного правового режима, являются некими суррогатами личного обыска. Результаты таких мероприятий, хотя прямо противоречат целому ряду положений УПК РФ, тем не менее, в дальнейшем прекрасно используются в доказывании по уголовному делу.Конечно, подобная практика не является повсеместной. Так, при совершении преступлений коррупционной направленности в ходе оперативного эксперимента, когда подготавливают материалы и доказательства продумывают заранее, перспектива дела просчитана следователь возбуждает уголовное дело (прямо на месте происшествия, если это не сделано ранее) и проводить по возбуждённому уголовному делу личный обыск в соответствии со ст. 184 УПК РФ.Подозреваемый, который был задержан в вышеупомянутых случаях должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания.Он имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких родственников о своём задержании и месте нахождения. По просьбе подозреваемого следователь, дознаватель должен обеспечить участие защитника. Адвокат допускается в дело с момента фактического задержания.II. Административное задержание и доставление.

Доставление. Это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение ОВД, военной прокуратуры, органа местного самоуправления или иное служебное помещение.

Такая принудительная мера применяется к правонарушителям в целях составления протокола об административном правонарушении в том случае, если нет возможности составить его на месте выявления правонарушения, а эта процедура обязательна.

По своей природе доставление является частью административного задержания.

Доставление применяется только в случаях совершения серьезного правонарушения, когда имеется реальная угроза жизни, здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, правонарушитель пытается скрыться или оказывает сопротивление законным требованиям сотрудников милиции. В таких ситуациях они обязаны прежде всего пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции.

При подобных обстоятельствах, когда, как правило, установить личность, проверяя документы, или составить протокол на месте невозможно, милиция вправе не только принудительно доставить правонарушителя, но и применить к нему физическую силу, специальные средства и даже оружие.

Доставление осуществляется также в случае, когда у сотрудника милиции, заметившего гражданина, имеющего подозрительный внешний вид или поведение, возникают серьезные основания подозревать в этом человеке разыскиваемого преступника. В таком случае сотрудник милиции в соответствии с Уставом ППС обязан предпринять меры по проверке подобного лица.

В таких условиях наиболее безопасно проверить документы и установить личность подозреваемого в отделении милиции.

Доставление в отделение может быть применено при отсутствии у лица каких-либо документов. Если гражданин не совершил иных правонарушений в общественном месте, то на этом контакт с сотрудниками милиции после установления личности в отделении должен быть закончен.

Гражданин, личность которого устанавливается, должен находиться в помещении отделения милиции, а не за решеткой в камере (в простонародье называемой обезьянником), куда отправляют лиц, в отношении которых применено административное задержание.

Проводя мероприятия по установлению личности гражданина в отделении милиции при отсутствии с его стороны каких-либо правонарушений, сотрудники милиции не вправе применять такие меры, как личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при доставленном.

КоАП не устанавливает срок доставления, однако закреплено, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок.

Перечень должностных лиц, которые вправе осуществлять доставление, содержится в ст. 27.2 КоАП. К ним относятся:

• должностные лица органов внутренних дел;

• военнослужащие МВД;

• военнослужащие внутренних войск МВД;

• должностные лица органов, на которые возложен надзор за соблюдением правил пользования транспортом при выявлении административных правонарушений на транспорте;

• должностные лица военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных сил РФ;

• должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды при выявлении правонарушений в соответствующей сфере;

• военнослужащие органов и войск пограничной службы при выявлении нарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ;

• должностные лица таможенных органов при выявлении нарушения таможенных правил.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или административном задержании.

В протоколе указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут вноситься объяснения доставленного.

Если задержанный оказал неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т. п.), в протоколе о доставлении это обязательно должно быть зафиксировано.

Напомним, что отсутствие у сотрудника милиции бланков протоколов об административном правонарушении или квитанций о взыскании штрафа на месте не может служить основанием для доставления гражданина в отделение милиции. В таких случаях дисциплинарную ответственность должен нести сотрудник милиции за неготовность к несению службы.

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица (гражданина).

Данная мера может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления об административном правонарушении.

Это не мера наказания, хотя органы милиции часто используют его для применения неоправданного насилия, ограничения свободы физического лица с целью оказания психологического давления, в том числе с угрозой применения таких мер.

Цель административного задержания – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда данная процедура обязательна, но на месте сделать это невозможно. В отличие от доставления основанием для применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.

Источник: https://www.pravotolc.ru/soblyudenie-trebovanij-zakona-pri-zaderzhanii-dostavlenii-grazhdanina-dosmotr-i-izyatie-ego-veshhej/

Правовые основания наружного досмотра

Доставление досмотр

Основное назначение полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан (и неграждан) Российской Федерации, а также противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти и т.д.

Исполняя свое прямое назначение по основным направлениям деятельности, сотрудники полиции пресекают преступления и административные правонарушения, обеспечивая правопорядок в общественных местах.

Основной объем работы по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности принадлежит патрульно-постовой службе полиции. Высокая общественная значимость деятельности вышеназванной службы полиции определяет необходимость приведения ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, государства и общества от преступных посягательств.

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудникам полиции предоставлены права, перечень которых закреплен в ст.

13 ФЗ “О полиции”, в том числе предоставляется право доставлять физических лиц в служебное помещение территориального органа МВД России, осуществлять их принудительное препровождение.

Правовые основания доставления и порядок применения данной меры достаточно детально регламентированы ФЗ “О полиции” и законодательством об административных правонарушениях.

При осуществлении доставления сотрудники полиции нередко сталкиваются с оказанием противодействия, которое выражается не только в пассивном неповиновении законным требованиям сотрудникам полиции, но и в активном воспрепятствовании осуществления законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности общества.

В последнее время участились случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов, в том числе и с применением предметов, используемых в качестве оружия.

В практике известны случаи, когда правонарушители подчиняются требованиям сотрудников полиции и прекращают противоправное поведение, но при доставлении в отдел полиции нападают на полицейских, используют для нападения всевозможные предметы и создают реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников ОВД.

В настоящее время существует проблема неоднозначного толкования таких понятий, как “наружный досмотр” и “наружный осмотр”, а также отсутствия законодательного закрепления права сотрудников полиции проводить наружный досмотр (осмотр) физических лиц перед их доставлением в территориальный орган МВД России.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показал отсутствие среди широкого круга полномочий полиции норм права, направленных на обеспечение личной безопасности самих сотрудников полиции при проведении наружного досмотра физических лиц.

На основании п. 16 ст. 13 ФЗ “О полиции” в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения полицейские имеют право в порядке ст. 27.

7 КоАП РФ осуществлять личный досмотр физических лиц в присутствии двух понятых.

Личный досмотр является мерой административного обеспечения, цель которого обнаружить орудия или предметы совершения административного правонарушения, впоследствии приобщаемые к делу в качестве доказательств.

В исключительных случаях, если есть достаточные основания предполагать, что физическое лицо может иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр (досмотр вещей, находящихся при физическом лице) может быть осуществлен без понятых.

Но эти действия проводятся в целях обнаружения орудий совершения административного правонарушения или даже уголовного преступления. В Федеральном законе “О полиции” нет положений о проведении наружного досмотра как о мере личной безопасности сотрудников полиции.

В соответствии с п. 18 ст.

13 ФЗ “О полиции” сотрудники полиции имеют право осуществлять “в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру – не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места”. В таком случае у граждан есть право выбора: подвергаться личному осмотру или нет, но тогда будет отсутствовать право прохода в конкретное общественное место. И граждане подвергаются личному осмотру добровольно, а ведь они не совершали никаких правонарушений.

Обеспечивая безопасность и антитеррористическую защищенность зданий ОВД, сотрудники полиции имеют право “требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах, осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей”. И в таких случаях граждане, не совершившие правонарушения, также добровольно подвергаются личному досмотру и (или) осмотру.

Изъятие опасных предметов, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра и которые могут быть использованы доставляемым физическим лицом для нападения на сотрудников полиции, в законодательстве никак не урегулировано.

В п. 266 Устава патрульно-постовой службы полиции говорится о проведении досмотра как о мере, направленной на обеспечение безопасности сотрудников полиции: “…

в зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан.

Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются”.

Это положение закреплено в ведомственном приказе МВД России, который регламентирует деятельность сотрудников полиции, но граждане зачастую не знают, да и не обязаны знать, содержание ведомственных приказов правоохранительных органов.

Однако и для сотрудников полиции данное положение представляется размытым. В Уставе ППСП само определение понятия наружного досмотра отсутствует, а также не прописаны условия его проведения. Сотрудникам полиции предлагается проводить наружный досмотр путем похлопывания, прощупывания элементов одежды физических лиц.

Но в ходе такого наружного досмотра, во-первых, не всегда возможно обнаружить предметы, которые могут быть использованы досматриваемым лицом в качестве оружия, а во-вторых, часто возникают вопросы со стороны досматриваемых лиц по поводу законности и обоснованности действий сотрудников полиции.

Гражданам незнакомо само понятие “наружный досмотр”, они понимают его как “личный досмотр” и требуют соблюдения законности со стороны сотрудников полиции, обязательного присутствия понятых и составления протокола. Зачастую и сами сотрудники полиции путаются в понятиях “наружный досмотр”, “наружный осмотр”, “личный досмотр”, “личный обыск”.

Не совсем понятен порядок проведения наружного досмотра физического лица, при котором будут обнаружены предметы, подлежащие изъятию.

Вызывает сомнение правомерность положения Устава ППСП о немедленном изъятии оружия и предметов при проведении досмотра без понятых: “…обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются”.

В п. 4 ст. 27.7 КоАП РФ есть упоминание об исключительных случаях проведения личного досмотра без понятых: “…

при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых”.

Не совсем ясна процедура приобщения к материалам дела оружия, которое изымается при наружном досмотре. Ни в одном нормативном правовом акте не регламентирована процедура перехода наружного досмотра в личный досмотр.

Также непонятна процедура оформления веществ, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра, которые на первый взгляд не являются запрещенными, но впоследствии таковыми могут оказаться, например: обнаружение вещества растительного происхождения зеленого цвета, которое впоследствии эксперт может признать наркотическим средством.

В таких случаях необходимо привлекать понятых и проводить личный досмотр физического лица, но возникает вопрос, как потом это все оформлять процессуально и доказывать законность действий сотрудников полиции, если это досмотренное физическое лицо будет обжаловать все происходившее в органах прокуратуры.

Иногда проведение наружного досмотра физических лиц помогает оперативно установить личность, своевременно оказать помощь пострадавшим лицам, но правовых оснований проведения наружного досмотра этих лиц в Федеральном законе “О полиции” нет.

Например: физическое лицо оказалось в состоянии, при котором не способно сообщить о себе сведения, а его необходимо отправить в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, установить адрес проживания, сообщить близким лицам.

Сотрудники полиции проводят наружный досмотр лица, находящегося в бессознательном состоянии, с целью обнаружения документов, удостоверяющих личность. А иногда проведение наружного досмотра позволяет обнаружить и изъять предметы, которые могут быть использованы во вред медицинским работникам.

Какие пути решения можно предпринять? С.В. Белов и М.Ю. Водяная (Омская академия МВД России) предлагают законодательно закрепить право сотрудников полиции на проведение наружного досмотра, проводимого в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, без понятых, дополнив ч. 1 ст. 13 ФЗ “О полиции” п. 15.

1 следующего содержания: “…

осуществлять наружный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей, при наличии оснований для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение, в медицинские организации, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, обнаружения и изъятия предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда окружающим или себе”.

На наш взгляд, дополнение в ч. 1 ст. 13 в такой формулировке дает широкое поле деятельности для злоупотреблений при изъятии предметов, поскольку непонятно, каким образом оформлять изъятые предметы и как потом приобщать эти предметы к делу об административном правонарушении или к уголовному делу.

А.В. Равнюшкин (Крымский филиал Краснодарского университета МВД РФ) предлагает внести изменения в ст. 24 ФЗ “О полиции”, изложив ее в следующей редакции: “В целях личной безопасности и безопасности окружающих сотрудник полиции имеет право осуществить наружный досмотр задерживаемого им лица.

Наружный досмотр – мера принуждения, связанная с обеспечением безопасности окружающих лиц и сотрудника полиции, уполномоченного на осуществление доставления, административного задержания, личного досмотра, а также задержания лица, совершившего преступление, проводимых, соответственно, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, выражающаяся в наружном обследовании одежды и вещей без нарушения их конструктивной целостности, а в случае необходимости – с применением специальных технических средств”.

Мы полагаем, что внесение изменений в ст. 24 ФЗ “О полиции” менее целесообразно, поскольку в данной статье прописаны гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, а мы рассматриваем правовые основания наружного досмотра физического лица. Также А.В. Равнюшкин предлагает внести дополнения в п.

266 Устава ППСП, изложив его в следующей редакции: “Патрульный (постовой) при пресечении административного правонарушения и преступления, доставлении задержанного обязан предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны задержанного оказать сопротивление и (или) совершить нападение путем проведения наружного досмотра.

Наружный досмотр осуществляется на основании статьи 24 Федерального закона “О полиции”.

По нашему мнению, необходимо дополнить п. 13 ст. 13 Федерального закона “О полиции”, изложив его в следующей редакции: “…

доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона; перед доставлением проводить наружный досмотр граждан в целях обеспечения личной безопасности сотрудников полиции. При обнаружении орудий совершения либо предметов правонарушения (опасных веществ) проводить изъятие обнаруженного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)”.

Кроме того, мы предлагаем закрепить понятие наружного досмотра, дополнив п. 266 Устава ППСП следующим: “…

наружный досмотр является мерой принуждения, применяемой для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и обеспечения защищенности объектов ОВД, при доставлении физических лиц в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение. Изъятие обнаруженного проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)”.

Внесение этих дополнений закрепит в ФЗ “О полиции” правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра, даст четкое определение понятия наружного досмотра, цели и порядок его проведения.

Изменения помогут сотрудникам полиции повысить уровень личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, избежать неоднозначного трактования понятия наружного досмотра, что в результате положительно скажется на доверии граждан к полиции.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e73f2d773d7264d1f665203/pravovye-osnovaniia-narujnogo-dosmotra-5e7b10e57ffbd323a61dd5d8

Личный досмотр, основания,порядок производства

Доставление досмотр

В рамках привлечения к административной ответственности сотрудник полиции может требовать от гражданина пройти личный досмотр.

Что такое личный досмотр, основания

Личный досмотр – это мера обеспечения при привлечении к административной ответственности. Иногда он проводится еще до составления протокола об административном правонарушении.

Но именно с момента предложения пройти личный досмотр (если не было задержания или доставления) закон считает, что возбуждение дела об административном правонарушении состоялось.

Поэтому правонарушитель вправе требовать привлечения защитника, подавать ходатайства и возражения.

Личный досмотр предусмотрен статьей 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

И под такой процедурой закон понимает обследование вещей, при котором конструктивная целостность их не нарушается, в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения. К примеру, статья 6.

16. КоАП запрещает незаконное хранение наркотических средств. И чтобы их найти, уполномоченный сотрудник проведен личный досмотр.

Основания досмотра: 

  • пресечение правонарушения
  • установление личности нарушителя
  • составление протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте
  • обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

Этот перечень является исчерпывающим (определение Конституционного суда от 28.05.2013 г. № 780-О).

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание. И только одного пола с досматриваемым. 

При проведении личного досмотра уполномоченный сотрудник обязан обеспечить присутствие 2 понятых. Того же пола, что и досматриваемый.

Если орган власти осуществляет процедуру только в отношении вещей (багаж), то достаточно видеозаписи.

В исключительных случаях (достаточные данные, свидетельствующие о наличии у нарушителя оружия или предметов, которые используются как оружие) досмотр проводится без понятых.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Проведение личного досмотра

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. 

Только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой.

Лишь в исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.

Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия.

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Источник: https://xn--80aalqqd3a.78.xn--b1aew.xn--p1ai/document/20409129

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.