Количество присяжных заседателей в районном суде

���� ���� ����������������, ������ ���������������������� ���������������� ������������������ ������ ���������������� ����������

Количество присяжных заседателей в районном суде

�� ���������������������� ������������ �������������������� �������� ������������ ������������ ��������������������������, ���������������� ����������������������, ������ ���������������������� ���������������� ������������������ ������ ���������������� ����������.

������������ ������������������ �������������� ��������������, �������������� ���������������� �������������� �������� ��������������������. �� ������������ ��������������.

�� 1 �������� �� ���������������� ���������� ������������ ������������������ ���������������� ������������������.

���� ���������� �������������� – �������������� ��������, �������������������������� ������������ – ���������� ������������, �������������� ������ ������ �������������������� �� �������������������� ��������.

���� ���������������� ������������������, ���������� ���� ������ ������������������ �������������� ���� 15 ���������� �������������������� �� ������.

������ ������������, ������ ����������������-�������������������� ������������ �������������� ���������������� ��������������, ������������ ������������������ ���� �������������� �� ���� �������������� ���������������� ������������������ �� ��������������������������, ������ ���������� �������� ��������������������.

������ ���������� ���������������������� ���������� ����������������

���������������� �������������� �������� ���������������������� �������� ������������������ ������ ������������������. ���� ������ ������ ���������������� ���������� ���� ������������ ���������������������� ������������ �� ������������������������ ����������.

���������� ���� ���� ���������� ������ ���������� �� ���������������� ����, �������� ������������ ���������������������� ��������������������.

�������� �� ���������� ������������ �������� ���������� ���� ������������������ ���������������� �� ������������������������ ������.

��������������, ������ ������ ������������ ���� ���������� ���������������� �������������������� ���������������� ��������: �� ������������������������������ ����������������������, �� ��������������������.

���� ������������ ���������� �������������������� ������������ ��������. ������ 1 �������� �� ������ ������������ �������� ������ ������������ ������ ������������ ������������������. ������������ ��������������.

������ ���������������� �������������������������� ������������������ ������������������������ ������ ������������������ �������� ������������, �� ���������������� ���������� ���� �������� ������������ ���������������������� 2,3 ������������ ���������� ���������������� ������������������. �� ���������� �� ������������������ ������������������ ���������� ���������������� ���������������������� ����������, ������ ������������ ������������������ ���������������� �� ��������������������.

�������������� ���������������������� �� ������������ ������������������ ���� �������� ������������.

������ ���������������� ������������ �������������������� �������� ������������, ������������ �� ���������������� ������������ �������������������� �� ������������������ �������������������� �������������������������� ���������������������� ������������ �������� �������������������� �� �������������������� �� ���������������� �������� ���� �������������� 1 ������ 2018 ��������.

���� ���������������� ������������������, ���������� ���� ������ ������������������ ���������� �������������� �������������� ���� 15 ���������� �������������������� �� ������

���������� �������������������� �������� ������������ �������������� ���������������� ��������������������, ������ �� ������������������ ������ ���� �� ���������������� ���������������������� ���������� ������������������ ������������������ ���������������� �� �������������������� ������������ �� ������������������ ���������������� ������������ �� ���������������� ����������������������������.

– ������������������ ������������ ���� ������������ �������������� ������������������������������ ���������������� ���� ���������������� �� 1 �������� 2018 �������� ������������������ ������������������ ���������������������� �� ���������������� ����������, �������������� �������������� �������� ���������������������� �� ���������� �������������������������� �������������������� ��������, – ���������������� ������.

����������������, �������� ������ ������������ �������������������� �� ������������������ ������������ �������������� – �������� �� ���� ���� �������� ���� ���������� ���������������������� �� �������������� �������� �� ���������������� �������������������� �� ���������������� �������������������� ���������� ������������ ��������. ������ �������������� ������������������ �� ������ ���������� ������������ ��������������. ���� ��������, �������� �������������� ������ ������������������ �� ������������������ ��������, ���� ���� ���������� �������� �� ������ ���� �������� ������������������ �� ���������������� ������.

������������ ������������ �������� �������������� ������������ ���������� �������������������� ������������ �� ���������������� ������������ �������������������� �� ������������������ �������������������� �� �������������������� ���� �� ���������������� ��������, �� ���������� �� ������������ ���������������������������� ���������� ������������ ����������������. �� �������� ��������������, ������������������������ ���������� ���������� ���� �������������� ������ ���� ������ ������������ ���� ������������������ ���������� �������������������� �������������������� ���� ������������ �������������� ������������������������ �������������� �������������������������� �� ���������� �������������������� �� ������������������, ���������������������� ������ ������������ ���������� ��������������.

������������ ������������������ ���������� ���������������� ������ �������� ���� ������������ 105 �������������������� �������������� – “����������������”.

�������� ���� ������������ ��������������: ������������������ ���������� �������������������������� �� �������� ���� ������������������ �������������� ���������� ����������������, ������������������ ������������ ���� ����������������������������. ���������� ������������: ������������ �� ���������������� ��������.

������, ������ ��������������, �������������� ������������������, �������������������������� ���������������������� ������������.

���� �������������� ���������� ������������ �������������� �� ������������������, ������������������, ������ ������ ������������ ����������������������.

������������ ������������������ ������������ ����������������������, �������� ���� �������������������� �� �������������� ����������.

������ ���������������������������� ���������������� �� ���������������� �������� �������� ����������, ���������� “��������������” �������������� ���� ���������� �������������� ������������������.

���������� ���������������� ������������������ �� ���������������� �������� ���������� ���������������� ���� ���������� ��������������. �������� ������������ �������������������� ������ ���� ������, ���������� ���������������������������� ��������������.

���������� ������������������������ �� ������������������ ������.

������ ������������������������ �� ���������������� ������������������������, �� ���������������� ���������� �������� �� �������������� ������ ������������������ ������������������ ���������������������� ������������������ ������������������������ ���� ������������ ��������������, ������������������ �� ��.��.

���������������������� �������� ���������������� �������������������� ������������������ �� ������������ ����������.

���������� ���� ������������ ���������� ������������ ������������ ������������, �������������� ���������������� ���������������������� �� ��������������������, ����������������������, ��������������������������, �������������� �� ���������������� ��������������������. �������� ���� �������� ������������������, ������������ ���������� �������������� ���� ����������.

������������������ �� �������������� ������������. �� ���������������� ������ ������������������ ������������������ ������������ �� ���������� �� ��������������������������, ���������� ������������������ ��������. �� ����������, ������ ��������������, ���������� �������������� ������������ ���� ������������������ ���� ��������������������.

������������, ������������ ���� �������������������� �������������������� �������� ������������ ������������������ ������ �������� �������������� ��������������, ������������������ �� ���������������������� ���������� ������������������.

������������������������ �������������� ������������������ ������������������������ �� �������������������������� ������������������.

���������� ������������ ���������� ������������������ ���������� ���� ���������� �������������� �� ��������������������, �� ������������, ���������� ������������ �������������������� ���� �������� �������������������������� ������������ ����������������.

���������������������� �������������������� �������� �������������������������� �� ������������ ������������������������ ����������. ������������������������������ ������������������������ ������ ������������ �� ��������������.

������ �������������� ������������������������ ������������������ �������������������� �������������� ������������ ���������������� ��������������, ������������������ ������ ������������ ���������������� ������������������ ������������ ���� ������������������ ������������ ���������������� ���������������� �� ������������������ ���������������������� �������������������� �� ��������������������������������.

Источник: https://rg.ru/2018/02/13/vs-rf-obiasnil-kak-formirovat-kollegii-prisiazhnyh-dlia-rajonnyh-sudov.html

Реформа суда присяжных заседателей

Количество присяжных заседателей в районном суде

Возможность участия присяжных заседателей в судебном производстве является индикатором соблюдения конституционных прав граждан в отправлении правосудия.

Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей».

Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Часть изменений вступает в действие с 1 июня 2017 года, касается в основном, подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей[1][1]См. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». .

Изменения, вступающие в действие с 1 июня 2018 года, приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве.

Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов- 6 человек.

Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек.

Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня. К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ): ст.

 105 (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст.

 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид).

Все перечисленные преступления, относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.

Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого.

Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Вопрос о сокращении количества присяжных заседателей в судебном разбирательстве и появлении коллегий присяжных заседателей в районных судах является дискуссионным и ныне. С одной стороны, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов.

Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям.

Ускорится сама процедура рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, так как станет проще и быстрее произвести отбор необходимого количества присяжных заседателей. Сейчас часто возникают сложности с формированием коллегии присяжных заседателей. По данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс.

приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 года 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано.

А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных[2][2]См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/. .

Такая ситуация сложилась в Москве и Московской области, в малонаселенных субъектах Российской Федерации явка значительно хуже.

Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Важным плюсом рассматриваемых изменений в уголовно — процессуальном кодексе видится в приближении правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.

С другой стороны, на 6 — 8 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных, а фактически склонить суд к принятию того или иного решения сможет половина из всей коллегии присяжных заседателей.

В соответствии с УПК РФ в случае, когда голоса присяжных заседателей разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ (In dubio pro reo — все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Таким образом, отсутствует необходимость привлечения нечетного числа присяжных заседателей.

Если присяжных 8, то для признания вины подсудимого нужно минимум 5 , а для оправдания — 4 голоса присяжных заседателей. Если присяжных 6 человек, то для оправдания необходимо всего 3 голоса. А три голоса — это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям УК РФ или апелляции в вышестоящих судах.

Судьбу подсудимого в районных судах будут решать фактически всего трое присяжных заседателей. Так как, в соответствии с УПК РФ вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им соответствующего приговора.

Остро встанет вопрос с финансированием и обеспечением безопасности присяжных заседателей, поскольку и сейчас на них нередко оказывается давление. Затрудняет справедливое правосудие юридическая неосведомленность присяжных в таких вопросах, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и крайняя необходимость.

Есть сложность самостоятельной оценки присяжными заседателями таких видов доказательств, как материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, детализация мобильных соединений, технические экспертизы, требующие глубокого знания материалов уголовного дела и специальных профессиональных навыков.

К подсудности суда присяжных заседателей отнесено множество достаточно сложных по составу преступлений, зачастую трудных для понимания даже профессиональным юристам. Возможны трудности и организационного характера. Не все районные суды готовы к проведению судебных заседаний с участием присяжных, поскольку во многих судах нет, например, подходящих залов (со столом для присяжных заседателей и специальной совещательной комнатой). Помимо прочего, возрастет нагрузка на Верховный Суд Российской Федерации по пересмотру дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.

В судебном разбирательстве при участии присяжных заседателей постановляется больше оправдательных приговоров, чем при рассмотрении уголовных дел без них. На это есть свои причины.

В судебном заседании с участием присяжных заседателей запрещено упоминание о существовании доказательств, исключенных председательствующим судьей из разбирательства дела, кроме того запрещено исследовать любые обстоятельства, характеризующие личность подсудимого — справки о состоянии здоровья, характеристики, справки о семейном положении и т. д.

[3][3]См: Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»

Существенным обстоятельством является то, что введение в районный суд присяжных заседателей позволит решить еще одну, важную задачу — установление опосредованного общественного контроля над предварительным следствием.

Участие присяжных заседателей в рассмотрении районными судами уголовных дел в обязательном порядке заставит предварительное следствие районного уровня повысить свой профессионализм и пойдет на пользу всему обществу.

Реформа уголовно-процессуального законодательства направлена на сосредоточение потенциала судов второй инстанции на осуществление своего основного предназначения — проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей — основных звеньев системы судов общей юрисдикции, которые рассматривают около 99 процентов всех уголовных дел.

Внесенные изменения в целом позитивны, поскольку за счет меньшего количества присяжных заседателей в коллегии упростится процедура отбора кандидатов, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня.

По мнению Владимира Давыдовова, заместителя Председателя В С РФ: «Даже в условиях достаточно широкой подсудности, которая была изначально, областными судами рассматривалось порядка 4 тыс. дел в год, с участием присяжных — 750−800 дел. При этом в процесс правосудия вовлекались не более 10 тыс. граждан, что, конечно, очень мало.

В 2013 году (примерно такая же статистика за 2014 год) районными судами были рассмотрены уголовные дела об убийстве в отношении 7520 лиц, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, — в отношении 7599 лиц, о разбое с причинением тяжкого вреда здоровью — в отношении 983 лиц.

Все эти дела потенциально могли бы стать предметом рассмотрения обновленного суда с участием присяжных заседателей в районных судах. И это только три статьи. Таким образом, в процесс отправления правосудия может быть вовлечено несопоставимо большее число граждан»[4][4]См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.

ru/article/612 249/. . Привлечение большего числа граждан в присяжные заседатели должно повысить уровень общественного правосознания, способствовать снижению уровня преступности в целом.

По нашему мнению, введение коллегий присяжных заседателей в районные суды имеет положительную тенденцию при совершении правосудия, в том числе и для судей районных судов, работа которых сведется больше к «административно-организационной работе» в судебном заседании — теперь им нет необходимости принимать окончательное решении по рассматриваемому уголовному делу.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (далее — ФПА РФ) также выступает за расширение компетенции суда присяжных.

Юрий Пилипенко, президент ФПА на конференции «Перспективы реформирования суда присяжных» прошедшей в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Р Ф, сказал: «Мы находимся в той точке, когда может произойти поворот в развитии всей судебной системы.

Мы, адвокаты, чрезвычайно заинтересованы в развитии суда присяжных, потому что он независим и требует высокого профессионализма и от защиты, и от обвинения. Суд присяжных дает нам возможность чувствовать себя свободными людьми в свободной стране».

Теперь адвокатам предстоит убедить в своей правоте не государственного обвинителя и федерального судью, скованных часто определенными рамками и «позициями» руководства, а обычных граждан- которые могут объективней принимать решение в каждом конкретном случае. Видится, суды первой инстанции будут принимать более объективные решения, уходя от явно «обвинительного уклона». Это огромный шаг к становлению действительно открытого правосудия и повышения доверия граждан к судебной системе.

Необходимо отметить, что идея о пересмотре объема подсудности суда с участием присяжных заседателей в сторону расширения и увеличения количества составов преступлений, рассматриваемых этим судом позитивна, направлена на реализацию конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.

Источник: https://abkazakov.ru/publications/reforma-suda-prisyazhnyh-zasedatelej/

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

Количество присяжных заседателей в районном суде

Денис Погуляев

Председатель коллегии адвокатов “Мистюков, Погуляев, Ванатский” (адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст.

30 Уголовно-процессуального кодекса).

Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей”. Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст.

111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст.

277 УК РФ (“Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля”), ст. 295 УК РФ (“Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование”), ст. 317 УК РФ (“Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа”), ст. 357 (“Геноцид”). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ (“Убийство”) и ч. 4 ст.

111 (“Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью”) будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек.

Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах.

До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои “за” и “против”. На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей.

Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии.

Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд.

Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12.

При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств.

Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты.

Существующий порядок позволяет профессиональному судье так “отфильтровать” доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан.

Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/pogulyaev/1156054/

Присяжные заседатели в районном суде

Количество присяжных заседателей в районном суде

Присяжные заседатели начинают рассматривать уголовные дела в районных и гарнизонных военных судах с 1 июня 2018 года.

Именно с этой даты вступают в силу положения ч. 2.1 ст. 30 УПК РФ, которые позволяют рассматривать ряд уголовных дел в районном и гарнизонном военном суде с участием коллегии из 6 (шести) присяжных заседателей.

Согласно официальной статистике, уголовное дело, которое рассматривается судьей единолично, оканчивается обвинительным приговором в 99,64% случаев, а с участием присяжных, шанс быть осужденным снижается примерно до 70%.

В этом порядке, теперь можно рассматривать дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 5 ст. 228.1, ч. 4 ст. 229.1, ст.

277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст.

105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершенные лицами, достигшими совершеннолетнего возраста.

Примечание: В настоящее время, Копейским городским судом Челябинской области рассматривается первое в регионе дело с участием присяжных заседателей, в котором я участвую в качестве защитника. После вынесения вердикта, обязательно поделюсь своими впечатлениями в отдельной публикации.

Заявить ходатайство о рассмотрении дела в таком составе возможно в следующем порядке:

  • в ходе ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования;
  • в течении 3-х суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения;
  • до принятия судом решения о назначении судебного заседания, в том числе, в ходе предварительных слушаний, назначенных по иным основаниям по ходатайству любой из сторон;

Формирование коллегии присяжных заседателей

Коллегия присяжных заседателей формируется судом учетом мнения сторон.

Стороны вправе задавать присяжным вопросы и заявлять отводы, если полагают, что конкретный гражданин может быть необъективен в качестве присяжного заседателя.

В ходе формирования коллегии присяжных в районном или гарнизонном военном суде, избирается не менее 8 присяжных заседателей.

О том, какие преимущества получают лица, исполняющие обязанности присяжных заседателей и какая ответственность предусмотрена за неявку присяжного заседателя по вызову суда, я рассказал в отдельной публикации.

Первые 6 присяжных заседателей из списка, формируют коллегию присяжных заседателей, а оставшиеся 2 присяжных заседателя, участвуют в качестве запасных.

С учетом характера и сложности уголовного дела суд вправе увеличить количество запасных присяжных заседателей.

Коллегия присяжных может быть распущена судом по собственной инициативе или по ходатайству сторон в связи с тенденциозностью состава в случае, когда коллегия сформирована в соответствии с требованиями закона, однако в силу профессиональной, социальной, возрастной однородности не способна объективно оценить обстоятельства дела и вынести справедливый вердикт

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей является наиболее эффективной процедурой для оспаривания фактов, поскольку с участием присяжных исследуются лишь доказательства наличия события преступления, причастности и виновности подсудимого.

Данные о личности подсудимого, потерпевшего и свидетелей (при необходимости) в присутствии присяжных исследуются лишь в ограниченном объеме, необходимом для установления отдельных признаков состава преступления, в том числе запрещается:

  • исследовать факты наличия или отсутствия предыдущих судимостей, в том числе, оглашение приговоров по предыдущим уголовным делам;
  • наличия заболеваний в виде наркомании или алкоголизма;
  • иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого;

В присутствии присяжных заседателей не подлежат исследованию вопросы, связанные с применением права, в том числе:

  • недопустимость доказательств, полученных с нарушением закона;
  • наличие давления на подсудимого в ходе предварительного следствия;
  • исследование процессуальных решений (постановления следователя, судьи;

Такие вопросы необходимо разрешать в ходе предварительных слушаний, либо в судебном заседании, но в отсутствие присяжных заседателей, если такая необходимость возникла уже в ходе судебного следствия.

Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями

Вопросы для присяжных формулируются судом с учетом мнения сторон по окончании судебного следствия.

Как правило, перед присяжными ставятся следующие вопросы:

  • Доказано ли, что деяние имело место?
  • Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?
  • Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Закон не запрещает постановку дополнительных вопросов, которые уменьшают степень или характер вины подсудимого, влекут освобождение от уголовной ответственности или позволяют установить наличие менее тяжкого преступления.

Вынесение вердикта и обсуждение последствий вердикта

Вердикт присяжных заседателей обсуждается в совещательной комнате, где заполняется опросный лист.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за него проало не менее 3 присяжных заседателей.

Обвинительный вердикт считается принятым, если на него проало 4 и более присяжных заседателей.

После оглашения вердикта, присяжным заседателям разрешается покинуть зал судебного заседания или остаться на местах, предназначенных для слушателей, а суд переходит к обсуждению последствий вердикта.

При наличии оправдательного вердикта, суд разрешает гражданский иск, распределяет судебные издержки, решает судьбу вещественных доказательств и выносит оправдательный приговор.

В случае вынесения обвинительного вердикта, суд дополнительно разрешает вопросы о квалификации содеянного, о виде и размере наказания.

При вынесении обвинительного вердикта, суд вправе вынести постановлении о роспуске коллегии присяжных и направлении дела на новое рассмотрение, если установит, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного.

Рассмотрение уголовного дела оканчивается вынесением приговора.

Примечание:

Настоящая статья подготовлена исключительно в ознакомительных целях и в ней указаны лишь базовые правила рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей.

Источник: https://advokat-sokolov74.ru/soveti-advokata/prisyazhnye-zasedateli-v-rajonnom-sude

Заседание начинается: как выбирают присяжных и как они работают

Количество присяжных заседателей в районном суде

C 1 июня 2018 года суд присяжных в России получил новые компетенции. Это связано с принятыми поправками к закону об УПК. 

Рассказываем, каким будет суд присяжных с учетом принятых изменений.

Поправки касаются трех основных новелл — рассмотрение дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, рассмотрение дел присяжными в отношении женщин старше 18 лет, а также мужчин старше 65 лет.

Ранее такие обвиняемые не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы.

Новый закон расширяет число статей Уголовного кодекса, дела по которым могут рассматриваться присяжными. 

Также закон сокращает количество присяжных в областных и приравненных к ним судах. Если раньше коллегия присяжных состояла из 12 заседателей, теперь это количество сократилось до восьми. При этом в районном и гарнизонном судах в состав коллегии присяжных входят шесть человек.

Суд присяжных состоит из коллегии заседателей и одного профессионального судьи. Присяжные — обычные граждане — решают, было ли совершено преступление и виновен ли подсудимый. На основе их вердикта судья определяет степень вины и назначает наказание.

В ходе процесса присяжные должны ответить на три вопроса:

  • доказан ли факт преступления;
  • доказано ли, что его совершил подсудимый;
  • виновен ли он в совершенном преступлении.

Обвинительный вердикт считается принятым, если большинство присяжных проали за каждый из трех вопросов. Оправдательным считается вердикт, если не менее половины заседателей дали отрицательный ответ хотя бы на один вопрос. Если голоса разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ по каждому вопросу.

Оправдательный вердикт обязателен для исполнения судом. Обвинительный — нет. В первом случае суд оправдывает подсудимого. Во втором случае, если судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, дело направляется на новое рассмотрение другим составом суда.

Продолжение

Коллегиями присяжных рассматриваются уголовные дела.

В течение 2008–2013 годов из-под их компетенции были исключены такие статьи, как “Терроризм”, “Захват заложников”, “Массовые беспорядки”, “Шпионаж”, “Организация преступного сообщества”, “Убийство”, “Производство и сбыт наркотиков в крупном размере”, “Изнасилования и сексуальные преступления против детей”, “Покушения на общественных деятелей, сотрудников правоохранительных, судейских органов” и др.

Поэтому до 1 июня к компетенции суда присяжных относилось небольшое количество преступлений.

Принятые поправки существенно расширяют их полномочия. Теперь к подсудности присяжных отнесены уголовные дела “Убийство без отягчающих обстоятельств” и “Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего”.

Также присяжным возвращена подсудность дел по фактам убийства с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105), незаконного производства и сбыта наркотиков (ч.5 ст. 228.1), контрабанды наркотических средств организованной группой (ч. 4 ст. 229.

1), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и геноцида (ст.

357 УК РФ), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания к подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы. 

К подсудности суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет. 

Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет. 

Последние годы суды присяжных продемонстрировали, что они чаще выносят оправдательные приговоры, чем при рассмотрении дел в обычном порядке. В 2017 году из 318 тысяч подсудимых, чьи дела рассматривались судом в общем порядке, были осуждены 67% (212 тыс.), 0,9% (2,9 тыс.) оправданы, в отношении 1,2% (3,9 тыс.

) дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, в отношении 28% (90 тыс.) — по нереабилитирующим. 11% (23 тыс.) суды смягчили обвинение. С учетом дел, рассмотренных в особом порядке, в 2017 году были оправданы 0,3% подсудимых. После вердиктов присяжных в 2017 году осуждены 446 человек, 52 (10%) оправданы.

 

Продолжение

Присяжным может стать любой гражданин России, если он:

  • достиг 25 лет;
  • не был судим;
  • дееспособен;
  • не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Кандидатами в присяжные не могут быть:

  • лица, занимающие государственные или выборные должности;
  • священники;
  • военнослужащие;
  • сотрудники правоохранительных и судейских органов.

Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели формируются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационный ресурс ГАС “Выборы”. Имена случайным образом отбирает компьютерная программа. После этого списки утверждаются властью региона и публикуются в СМИ.

При назначении суда присяжных из общего списка также случайным образом отбирают кандидатов в коллегию. Не менее чем за неделю до подготовительного заседания отобранным кандидатам рассылаются повестки.

На подготовительном заседании проходит дополнительный отбор, в котором участвуют судья, подсудимый и обвинитель. Стороны процесса могут отклонять кандидатуры присяжных, если они им по какой-то причине не понравились. Однако без мотивировки обвинение или подсудимый могут отклонять не более двух кандидатов каждый.

После окончания формирования коллегии ее члены избирают председателя из своего состава, а затем приносят присягу.

После присяги за неявку в суд присяжному будет грозить административная ответственность.

Продолжение

Согласно закону граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных на десять рабочих дней. Если рассмотрение уголовного дела затягивается ;— на все время рассмотрения этого дела. Это означает, что суд может длиться от пары недель до нескольких месяцев. В особо сложных случаях процесс может растянуться на год-полтора.

По закону работодатель обязан отпустить сотрудника на время выполнения обязанностей присяжного. Пока длится процесс, присяжного не имеют права лишить положенных льгот, уволить или перевести на другую должность по инициативе работодателя.

Только если сотрудника некем заменить, работодатель может попросить освободить его от обязанностей присяжного. Например, директор школы может попросить отвод для учителя, чтобы дети не остались на долгое время без занятий.

Если человек безработный или у него низкий оклад, ему платят 50% от зарплаты судьи данного суда (например, в Москве это около 20–30 тыс. в месяц), исходя из количества дней, проведенных в качестве присяжного.

В остальных случаях присяжному выплачивается из бюджета его средняя зарплата по основному месту работы.

Помимо этого, присяжному оплачивают дорогу до суда и обратно.

Кандидат в присяжные может взять мотивированный самоотвод. Как мы уже упоминали, это могут сделать лица, которых не стоит отвлекать от служебных обязанностей. Помимо учителей это могут быть пилоты, врачи скорой помощи и т.д.

Также кандидат в присяжные может отказаться от участия в деле, заявив, что сомневается в своей объективности.

Наконец, если вам пришла повестка для участия в суде присяжных, вы можете ее просто проигнорировать, так как ответственности за неявку на подготовительное заседание не существует. Но не забывайте, что участие в суде присяжных — это гражданский долг каждого россиянина.

Статистика о том, сколько человек игнорируют повестки или не попадают в коллегии из-за самоотвода, не публикуется. Однако по данным фонда “Общественное мнение”, в 2006 году 78% россиян не хотели бы оказаться в числе присяжных.

Продолжение

Материал подготовлен при участии ТАСС-Досье 

Источник: https://tass.ru/obschestvo/3812750

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.