Кто несет ответственность за воспитание

Содержание

Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты

Кто несет ответственность за воспитание

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений.

Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность соблюдать правила

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

Право родителей школьников выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право родителей в школе получать информацию

Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право родителей участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Источник: freepik.com / @Pressfoto

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность.

Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prava-i-obyazannosti-roditelej-v-obrazovanii

Ответственность родителей за воспитание детей: права и обязанности, правовые аспекты

Кто несет ответственность за воспитание

Семейная жизнь – это не только удовольствие, но и большая ответственность, особенно если речь идет о несовершеннолетних, которые пока не могут в полной мере отвечать за собственные поступки. Очень важно знать и понимать обязанности родителей по воспитанию детей. Вопрос довольно непростой, подразумевает огромное количество тонкостей и нюансов, в которых нужно разобраться.

Определение

Что же представляет собой родительская ответственность с правовой позиции? Согласно современному законодательству, термин подразумевает совокупность следующих требований:

  1. Воспитание. Отцам и матерям необходимо пояснять малышу нормы поведения, допустимые в данном обществе, рассказывать ему о действующих запретах, не забывая о том, что до достижения им 18-летия часть ответственности за совершенные нарушения ложится на родительские плечи.
  2. Забота о развитии. Сюда включается физическое, нравственное, духовное и психическое развитие несовершеннолетнего, ответственность за которое несут, прежде всего, их родители. Они должны следить за тем, чтобы ребенок соответствовал по физическому развитию своим возрастным нормам, посещал школу.
  3. Защита интересов. До достижения малышом совершеннолетия от отцов и матерей требуется обеспечение защиты его прав, не исключая имущественных.
  4. Безопасность. Это прямая обязанность матерей и отцов – делать все возможное для того, чтобы малыш рос и развивался в безопасной для себя обстановке. Поэтому причинять своему ребенку физический, психологический или нравственный вред недопустимо.
  5. . Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летия. Запретить, например, подростку возвращаться домой недопустимо.

Все эти аспекты и составляют ответственность родителей за воспитание детей. Нарушение любого пункта представляет собой нарушение не только прав ребенка, но и норм законодательства, поэтому предусматривает различные формы наказаний.

Законодательное регулирование

Прежде всего, вопросы родительской ответственности рассматриваются в важнейшем государственном нормативном акте – Конституции РФ. Обратившись к ее тексту (статье 38 ч.

2), можно узнать, что отец и мать полностью равны в правах на воспитание и несут одинаковую ответственность.

При этом даже в случаях, когда они вынуждены на время доверить воспитание малышей родственникам или сотрудникам специализированных детских учреждений, это не освобождает их от всей полноты ответственности.

Права ребенка и родительские обязанности по отношению к нему зафиксированы в Семейном Кодексе РФ. В соответствии его положениями, отец и мать уравниваются между собой как в части прав, так и в обязанностях. Можно выделить следующие основные моменты:

  • Мама и папа полностью равны между собой, при этом закон обязывает их совершать в отношении малыша исключительно одобряемые государством поступки.
  • Родительская ответственность возникает тогда, когда кроха появляется на свет. Ее прекращение возможно в ряде случаев. Прежде всего, если ребенку исполняется 18 лет. Далее – при наступлении эмансипации (так называется признание человека до 18 лет совершенно дееспособным, если он вступает в брак или устраивается на работу).
  • Именно родителям принадлежит преимущественное право в воспитательном вопросе перед любыми прочими лицами. Они могут сами избирать формы и методики работы с малышом, однако выбор ограничивается международными документами, в частности Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством. Так, дети могут расти в семьях, исповедующих различные религии, но применять по отношению к ним жесткость и насилие недопустимо.

Согласно СК РФ, который был написан с опорой на Конвенцию ООН, право воспитывать собственного малыша представляет собой личное право любого родителя, и лишиться его можно исключительно при наличии обозначенных в законодательстве оснований. Отдельные моменты ответственности родителей представлены также и в гражданском законодательстве.

Осуществление родительских прав

Этот вопрос регламентируется статьей 65 СК РФ. Согласно ее тексту, за родителями закрепляется обязанность следить за соблюдением интересов собственных детей. Недопустимыми признаются следующие формы воспитания:

  • использование грубости, жесткости;
  • насилие;
  • эксплуатация (принуждение воровать, заниматься проституцией);
  • унижение человеческого достоинства;
  • пренебрежение.

Отцы и матери могут воспитывать малышей в своих семейных и национальных, религиозных традициях, главное – это не должно идти вразрез с интересами детей.

Как именно это будет происходить – стороны решают сообща, государство не вмешивается в этот вопрос до возникновения разногласий.

Если же один из родителей категорически не приемлет подход второго, родителям не удается найти точки соприкосновения, то в интересах малыша можно использовать или судебных иск, или обращение в органы опеки.

В частности, при раздельном проживании матери и отца вопрос, на чьей территории будет жить малыш, проще всего решить мирным путем (взаимной договоренностью). Если же согласия добиться не получается, предстоит судебное разбирательство, в ходе которого вопрос будет рассматриваться с учетом интересов ребенка.

К вниманию будут приняты такие факторы:

  • возраст несовершеннолетнего;
  • его пожелания;
  • привязанность ребенка к матери или отцу (а также к другим детям в семье, если таковые имеются);
  • личности матери/отца, их морально-нравственный облик;
  • условия проживания, которые может предложить каждый из родителей;
  • род деятельности, семейное и финансовое положение.

На основании анализа этих и некоторых иных факторов судом будет принято определенное решение.

Образование и воспитание

Это одновременно и права, и обязанности отцов и матерей, которым необходимо уделить должное внимание физическому, нравственному, психическому и духовному развитию сына или дочери.

Так, согласно Конституции РФ, каждый вправе получить образование, но если начальное (средняя школа) является обязательным и в задачи родителей входит запись малыша в МОУ, то среднее и высшее человек уже получает по желанию.

Занимаясь воспитанием своего крохи, мамы и папы должны ставить своей целью не формальное соблюдение законодательства, а становление гармоничной личности, человека интеллигентного, думающего, нравственного.

Только в этом случае речь может вестись о том, что они добросовестно выполнили взятые на себя обязательства.

Согласно СК РФ, родители вправе лично заниматься воспитательной деятельностью, не нарушая своими действиями права малышей.

К числу основных обязанностей относится обеспечение родителями получения ребенком начального образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» родители могут самостоятельно определяться с учебным заведением и формой обучения, здесь они не ограничены. Однако перед ними поставлена цель – ребенок должен закончить 9 классов.

Иначе можно будет говорить о нарушении исполнения обязанностей, в наказание за это предусмотрено лишение прав на ребенка.

Ненадлежащее воспитание

Посмотрим, что включается в этот термин. Прежде всего, это такое воспитание, которое не формирует у ребенка устойчивого представления о допустимом поведении, то есть малыш не понимает, в чем вред асоциальных поступков, нарушения законов. Кроме того, в понятие включается и такие аспекты:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителя;
  • отрицательное воздействие на кроху;
  • воспитание отцом или матерью, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью;
  • недопустимое обращение;
  • ведение отцом или матерью аморального образа жизни.

Кроме того, в родительские обязанности входит и создание для малыша оптимальных условий проживания.

В частности у него должны быть необходимые продукты питания, одежда, предметы быта, все, что требуется для обучения и досуга.

Поэтому в понятие «ненадлежащее воспитание» можно включить проживание малыша в антисанитарных условиях, где у него нет возможности нормально развиваться, отдыхать, играть и учиться.

Поэтому в случае, если матери или отцы эти требования не выполняют, они ответственны за ненадлежащее воспитание, уклоняются от своих родительских обязанностей, нарушают права собственных детей.

Кроме того, современное законодательство обязывает родителей следить за тем, чтобы дети были защищены от вредоносной информации. С целью этого мамам и папам нужно принимать такие меры:

  • следить, чтобы ребенок ночью не оказался в общественном месте;
  • не отпускать несовершеннолетних в места, где ведется продажа алкогольной продукции (бары, кафе) либо исключительно продукции сексуального характера.

Иногда на региональном уровне перечень объектов, запрещенных для нахождения на их территории несовершеннолетних, может быть расширен. Это стадионы, вокзалы, мосты.

При нарушении этих требований в отношении родителей могут приниматься административные меры.

Формы наказания

Не все добросовестно относятся к своим правам и обязанностям в отношении несовершеннолетних. Рассмотрим, какие виды наказания предусмотрены на законодательном уровне.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию малыша, нарушение его прав и законных интересов предусмотрены две формы наказания родителей:

  • предупреждение;
  • штраф (его размер определяется индивидуально, может составлять 1-5 МРОТ).

Кроме того, возможны 4 формы ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • семейная;
  • уголовная.

Последняя наиболее часто используется в случаях жестокого обращения с детьми, постоянных побоев, унижения. Кроме того, есть и крайняя мера, которая используется для защиты детей, если другие оказываются бессильными. Речь идет о лишении прав на ребенка. Отметим, что возможно и восстановление таких прав, но это очень долгая и сложная процедура.

Даже лишение прав на малыша не освобождает отцов и матерей от всей полноты обязанностей. Так, им нужно будет производить выплату алиментов.

В отдельных случаях может быть использовано ограничение прав. Например, если нахождение малыша с отцом или матерью представляет для него опасность, возникающую по причине, не зависящей от родителя.

Это может быть серьезное заболевание последнего (чаще всего – психическое, хроническое) либо очень тяжелое материальное положение.

В этом случае, чтобы защитить малыша, может быть принято решение об ограничении.

Защита прав

К числу родительских обязанностей следует отнести и защиту прав и интересов малышей. Суть в том, что отец и мать вправе представлять интересы детей в судебных инстанциях, защищают его имущественные права, могут совершать от его лица сделки.

Однако в случае, когда родительские интересы идут вразрез с интересами детей, первые более не могут представлять несовершеннолетних, этой обязанностью наделяются органы опеки. Законом защищены прежде всего несовершеннолетние граждане и их права.

Таким образом, родители полностью ответственны за воспитание детей, должны четко выполнять свои обязанности по обучению, содержанию ребенка, обеспечить ему безопасные условия для полноценного развития. За нарушения предусмотрены различные наказания вплоть до лишения родительских прав.

Источник: https://Razvivashka.online/vospitanie/otvetstvennost-roditeley-za-vospitanie-detey

Кто отвечает за воспитание детей?

Кто несет ответственность за воспитание

Уже давно хотел написать на эту тему. И вот недавний случай – в Печорском районе Псковской области десятиклассник избил учительницу, сделавшую ему замечание. За этим последовал уход педагога из школы (уволилась по собственному желанию), а ученик перешел на домашнее обучение. Заметка в газете, разбор случившегося заинтересованными сторонами…

Но, по-прежнему почему-то рассматриваются две стороны конфликта , как и во всех предыдущих случаях по стране, о которых писали СМИ. Одна сторона – учитель, другая сторона – ученик.

Вроде бы все чин чином разбирают, кто виноват, кто пострадал… Да, дети часто доводят специально учителей до срывов, ожидая и снимая эти срывы на видео. Они бравируют друг перед другом, совершенно убежденные в том, что им ничего не будет. И они правы.

Не предусмотрена ответственность учеников за их выходки. Зато куча сердобольных сострадающих ученикам “онижедети!” и такая же куча обвиняющих в срывах учителей как-то совершенно упускают из виду еще одну сторону конфликта.

И эта сторона далеко не второстепенна по своему влиянию в таких конфликтах.

Почему то все забывают о роли родителей в воспитании ребенка, не замечали? Почему то, говоря об издержках воспитания все чаще упоминается только школа. Но, уважаемые обличители педагогов и защитники “онижедетей”, почему от вашего имени практически никогда не слышно укоров в адрес родителей, боитесь что и вас коснется?

Не потому ли, что педагоги школьные низведены до бессловесных рабов на ниве просвещения? Которых можно обвинять, увольнять… Ведь за них некому заступиться, они же взрослые и “знали, на что шли”. А потому и виноваты, очень часто даже без вины.

Раньше, когда-то, в случае какого-нибудь происшествия, вызывали родителей в школу. Родители принимали меры не только из-за того, что участвовали в воспитании своих чад для воспитания, но и некая общественная мораль по отношению к родителям нарушителей была сильна по своему влиянию. Теперь же этого нет. Дети в большинстве случаев предоставлены самим себе.

Да и есть ли у нас сейчас в обществе какая-то культура воспитания? Конечно, НЕТ! Родителям некогда, зарабатывают на жизнь. Уже с рождения лучший друг – дорогой гаджет и еще что-нибудь, лишь бы ребенок не мешал родителям заниматься своими делами. Но за этими своими делами родители совсем забывают, что ребенок, как губка впитывает и хорошие примеры и плохие.

А еще, в случаях, когда они слышат от родителей одно, а действия родителей же демонстрируют совершенно противоположное, у детей возникают предпосылки для возникновения двойной системы ценностей. Например, папа рассказывает маме, как объегорил своего партнера и через минуту учит ребенка быть честным с другими людьми. Пример утрированный, но надеюсь, понятный.

Разговоры родителей о ком-то, а тем более про педагогов, при ребенке тоже играют немаловажную роль. Если родители не уважают педагогов, а считают, что педагоги для оказания образовательных услуг, что их отпрыск будет испытывать к педагогу, кроме “а вы мне должны и все” и “я, как получатель услуг всегда прав”.

И еще раз, ребенок гораздо быстрее впитывает негативные примеры поведения от взрослых, чем позитивные.

За все времена только один раз , к сожалению, приходилось слышать, что все-таки родители хулигана будут наказаны. А так, учитель везде виноват…

В школе ребенок-подросток проводит 6-7 часов в среднем. А остальное время как он проводит свой досуг, кроме выполнения(если выполняет) домашнего задания. А то ведь и выполнение домашнего задания уже все больше раздается, чтобы вообще отменить.

С кого детям брать пример? Правильно, с героев комиксов великовозрастных да фильмов западного пошиба, где главное покуралесить да провести время так, чтобы о нем говорили, как о крутом. Да еще этот идиотский принцип насаждаемый постоянно блокбастерами “Добро должно быть обязательно с кулаками!”

Но это не воспитание, уважаемые родители! Это отдание ребенка на растерзание прозападной модели поведения потребителя, которому все должны. Которая уже и у нас отметилась расстрелами однокашников и поножовщиной…

Ведь воспитание подростков должно быть стратегической линией государства. А государство даже не чешется в этом плане. Клубы подростков патриотического воспитания, так это отдельные альтруистические порывы людей, которым не безразлично, что будет с молодежью.

Не будут должным образом воспитаны подростки, некому будет жить и работать, а главное управлять государством. Не надо надеяться, что чудесным образом найдутся молодые люди, способные сразу безо всякого опыта трудового вдруг взять и управлять государственными институтами.

Такие молодые люди будут результатом воспитания не в нашей стране, но для нашей страны!

Вспоминается, не помню чьи, слова о воспитании – “Государство, которое не в состоянии воспитать своих граждан, может превратиться в государство рабов” А ведь Грефу так этого хотелось бы, как он не раз говорил на камеру об этом…

Родители, берегите своих детей! Воспитывайте их!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cdff5214f68ae00b21fd61d/kto-otvechaet-za-vospitanie-detei-5e73cd65de04135fd165c4ec

Ответственность родителей за несовершеннолетних детей

Кто несет ответственность за воспитание

Согласно Конституции РФ и Семейному Кодексу родители обязаны в равной мере заботиться о своих детях до наступления их полной самостоятельности. Родители должны заниматься воспитанием своего ребенка, контролировать его действий.

По многим видам преступлений или административных нарушений ответственность наступает только с определенного возраста. Поэтому в случае совершения ребенком противоправных действий ответственность за это будут нести его родители.

Кроме того, в стране предусмотрена ответственность родителей за несовершеннолетних детей, воспитанием которых они не занимаются.

Что по законам грозит нерадивым родителям, и с какого возраста дети начинают полностью отвечать за свои действия?

В каком случае ответственность переходит на родителей?

До скольки лет родители несут ответственность за детей, зависит от совершенного проступка. Фактически полная дееспособность в стране наступает с 18 лет. До этого времени дети считаются несовершеннолетними. Однако, к примеру, за особо тяжкие преступления ответственность наступает намного раньше.

Нести ответственность за своих детей родители могут только в рамках гражданского судопроизводства при возмещении причиненного вреда.

Если ребенок убил человека, конечно же никто за это не посадит в тюрьму его родителей. Но заставить их выплачивать пострадавшей стороне денежную компенсацию вполне могут.

В ст. 1073 и 1074 ГК РФ указаны те лица, которые несут ответственность за действия несовершеннолетних лиц. В данном контексте законодателем несовершеннолетние разделены на малолетних – до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет.

За малолетних могут нести ответственность следующие категории граждан:

  • Родители;
  • Опекуны и попечители;
  • Сотрудники образовательных или медицинских учреждений;
  • Работники организаций для детей, которые остались без попечения родителей;
  • Прочие организации, которые в период совершения ребенком нарушения отвечали за присмотр за ним.

Ответственность родителей за нарушения и преступления несовершеннолетних сохраняется в течение 3 лет после лишения родительских прав.

Лица в возрасте от 14 до 18 могут сами выплачивать компенсации причиненного вреда или ущерба, если имеет в это время доход. Если же заработок у них отсутствует, это обязанность переходит к родителям.

Основные обязанности родителей

Частным случаем прекращения ответственности за лицо, не достигшее совершеннолетия, является эмансипация. Эмансипация – это процесс признания ребенка совершеннолетним до наступления его возраста установленной законодательством для этого возрастной границы.

К примеру, если ребенок раньше 18 лет вышел замуж или женился, он считается совершеннолетним.

В Семейном Кодексе предусмотрены обязанности родителей, которые они в обязательном порядке должны исполнять. К ним, в частности, относятся:

  • Лично воспитание ребенка;
  • Самостоятельный выбор методик воспитания, которые не противоречат безопасности детей и их интересам;
  • Оказание содействия в психологическом и духовном развитии ребенка;
  • Создание необходимых условий жизни ребенка, его материальное содержание;
  • Всестороннее образование ребенка через детские сады, школы, кружки и секции;
  • Защита правовых интересов ребенка в судах или иных органах, где требуется участие законного представителя.

Считается, что родители обязаны по умолчанию исполнять все возложенные на них кодексом обязанности.

Если же ребенок ведет себя не подобающим образом, нарушает закон и общественный порядок, считается, что это недоработка родителей. Следовательно, они обязаны отвечать самостоятельно за действия своего плохо воспитанного ребенка.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Если родители игнорируют правила поведения, предусмотренные Семейным Кодексом, значит они не исполняют свои родительские обязанности. За это существует строгое наказание.

Несоблюдение родительских обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем может привести к ограничению или полному лишению родительских прав.

Контроль за действиями родителей осуществляют органы опеки и попечительства. Они ставят на учет те семьи, в которых плохие условия содержания детей, родители пьют или избивают детей.

В любой момент из этих семей детей могут забрать, отправить в дом малютки и подобрать им новую семью.

Основаниями для привлечения родителей к ответственности являются:

  • Злоупотребление родительскими правами;
  • Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • Умышленное совершение действий, которые нанесли физический или психологический вред ребенку.

Кроме лишения родительских прав к родителям могут применяться различные штрафные санкции. За злостное уклонение от уплаты алиментов, к примеру, и вовсе предусмотрена уголовная ответственность.

Ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату алиментов более 2 месяцев. Когда нарушитель имеет несколько административных штрафов по данной статье, на него возбуждается уголовное дело.

Уголовная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

По ст. 20 УК РФ уголовная ответственность подростков наступает по общему правилу с 16 лет. Однако, если ребенком совершается особо тяжкое преступление, то он может стать правомерным субъектом содеянного уже с 14 лет.

К таким особо тяжким преступлениям могут быть отнесены:

  • Умышленное убийство;
  • Террористическая деятельность;
  • Насильственные действия сексуального характера;
  • Умышленное причинение вреда здоровью тяжкой степени;
  • Вымогательство;
  • Хищение чужого имущества и др.

Как правило, к подсудимым в возрасте от 14 до 16 лет применяются в качестве наказания меры медицинского характера или иные принудительные воздействия. Детей могут отправить под надзор родителей или поместить в медицинское учреждение.

Именно поэтому при вынесении приговора в суде учитываются следующие особенности несовершеннолетнего подсудимого:

  • Условия его жизни;
  • Воспитание;
  • Вменяемость и способность отдавать себе отчет в своих действиях;
  • Умственное развитие;
  • Наличие образования;
  • Образ жизни;
  • Психологическое состояние;
  • Наличие или отсутствие заболеваний.

Обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает вменяемость ребенка, оценивает его здоровье и опасность для общества.

И допрос на следственных действиях, и участие ребенка в судебных заседаниях осуществляется только в присутствие его законных представителей. Это, как правило, родители или органы опеки, если родители выступают потерпевшей стороной в деле.

Чаще всего, фигурантами уголовных дел являются подростки из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются в условиях, где родители заняты своими делами и не контролируют жизнь своих детей.

За неисполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

По ст. 156 УК РФ родителям, которые халатно относятся к воспитанию своих детей, грозят следующие варианты ответственности:

  • Штраф до 100 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Обязательные работы до 440 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Кроме того, родители обязаны возместить ущерб, причиненный уголовным преступлением их ребенка, потерпевшей стороне. Это, прежде всего, возмещение ущерба имуществу, стоимость лечения и моральный вред.

Административная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

Ответственность родителей за правонарушения несовершеннолетних детей предусмотрена КоАП РФ до наступления возраста в 16 лет. Если же дети к этому моменту самостоятельно не могут выплатить сумму ущерба, на помощь им приходят родители.

К таким преступлениям, за которые ответственность будут нести родители, относятся:

  • Нарушение правил дорожного движения;
  • Уклонение от учебы;
  • Общественно опасные деяния;
  • Мелкое хищение;
  • Хулиганство;
  • Антисоциальное поведение.

За административные проступки возможна ответственность в виде:

  • Штрафной компенсации в размере половины МРОТ;
  • Принесение публичных извинений перед потерпевшей стороной;
  • Самостоятельное устранение ущерба.

Кроме того, если суд усмотрит в действиях родителей ненадлежащее исполнение своих обязанностей, он может применить в отношении них административные взыскания. В частности, основаниями этого могут послужить отсутствие социального воспитания и обучения, ненадлежащее обеспечение ребенка.

По ст. 5.35.1 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителям грозит штраф от 100 до 500 рублей.

Такая мера ответственности может применяться, как при совершении административного проступка несовершеннолетним, так и в качестве самостоятельной меры воздействия на родителей.

Дела об административных правонарушениях в 2020 году уполномочены рассматривать на основании ст. 22.1 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних.

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД

Нарушение ребенком правил дорожного движения является частным случаев административного проступка. Субъектом данного правонарушения являются родители.

Родители должны объяснять детям правила поведения на дороге и контролировать соблюдение ими этих правил. Необученный ребенок может создать на дороге опасную не только для него самого ситуацию, но и для других участников движения.

К действиям и бездействиям родителей, которые могут привести к нарушению детьми ПДД, относятся:

  • Приобретение для детей до 16 лет мототранспортных средств или предоставление им в пользование своих автомобилей;
  • Прогулка детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;
  • Родители отправляют своих детей в магазины, которые находятся через дорогу без сопровождения;
  • Родители не контролируют управление детьми велосипедами;
  • Родители при переходе дороги не ведут детей дошкольного возраста за руку.

За эти действия по ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций от 100 до 500 рублей.

Родители должны заниматься воспитанием своих детей. Дети в силу своего возраста, эмоционального и физического развития многого не знают. В детей нужно вкладывать правильную информацию, объяснять, что можно делать, а чего категорически нельзя.

Только тогда можно избежать случаев совершения преступлений и противоправных действий несовершеннолетними, ответственность за которые придется нести родителям.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/otvetstvennost-roditelej-za-nesovershennoletnix-detej/

Кто в ответе за воспитание детей: семья или школа?

Кто несет ответственность за воспитание

Кто в ответе за воспитание детей: семья или школа?

Главный смысл и цель семейной

жизни — воспитание детей.

школа воспитания

детей — это взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

Работая в школе 3 год, я все чаще сталкиваюсь с ситуациями, когда родители пытаются переложить ответственность за воспитание своих детей на учителей. Данный вопрос меня всегда возмущал и вводил в замешательство. Являясь матерью, я всегда задаю себе вопрос: а можно ли так халатно снимать с себя ответственность за воспитание своего родного ребенка?

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки.

Ни для кого не секрет, что нынешние представители подрастающего поколения разительно отличаются от своих предшественников.

У них есть не только плюсы (владение гаджетами, «продвинутось» в компьютерных технологиях), но и минусы (плохое представление о нормах культурного поведения, о воспитанности, отсутствие интереса к чтению и как следствие незнание литературной классики , в целом низкий уровень владения родным языком). Все эти «минусы» заставляют задуматься о необходимости срочно предпринять какие-то меры, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Конечно же многие из Вас мне сейчас возразят: «Об этом должна думать школа», «Для всех детских «почему» есть Интернет».

Но можно ли с лёгкостью отдать детей в школу на 11 лет и больше ни о чём не думать? Достаточно ли усилий одной только школы, чтобы вчерашний школьник мог выжить в жестоком мире карьеристов, мошенников, в атмосфере обмана и лжи? Таким, по сути, и является наш сегодняшний мир.

Весь со всех сторон кричат, что необходимо вырастить милосердную личность, готовую в любой момент прийти на помощь. Никто даже не пытается задуматься каких трудов стоит такая работа.

Наш сегодняшний школьник отягощён неподъёмным рюкзаком, от чего развиваются хронические заболевания, перегружен малопригодной в жизни информацией, от чего развивается утомляемость и апатия, да вдобавок ко всему очень зависим от Интернета (преимущественно «пропадает» в социальных сетях, разнообразных интернет играх). Всё это не способствует развитию любознательности, нравственности, без которых невозможны ни успешное обучение, ни формирование необходимых в жизни личностных качеств.

Справедливости ради нужно заметить, что не ко всем обучающимся относится вышеперечисленное. Но подавляющее большинство детей это дети недолюбленные, никому ненужные, предоставленные сами себе.

И здесь в большой степени лежит вина на семье, поскольку родители, увлечённые зарабатыванием денег, забывают о своих детях и полностью поручают школе воспитание своих чад.

При этом совершенно не берут во внимание, что современная школа учит, но воспитание в большей степени – это всё же дело семьи. 63 статья СК Российской Федерации гласит:

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

  • Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

  • Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

И вот здесь необходимо помнить главное: человека воспитывают не словами, а собственным примером. И этот пример ребёнок должен видеть именно в семье.

Это касается и вопросов обучения труду (важно, чтобы не на словах, а на деле и мама, папа участвовали в домашних делах), и вопросов общения с представителями старшего поколения (чтобы и мама, и папа бережно обращались со своими родителями, заботились о них), и подверженности вредным привычкам (чтобы и мама, и папа не злоупотребляли алкоголем, никотином, не употребляли слов ненормативной лексики), и вопросов формирования навыков тактичного поведения, как в семье, так и за порогом дома.

На мой взгляд, родители подрастающего поколения уделают много времени гаджетам, но не своим собственным детям. Гораздо проще сунуть после тяжелого рабочего дня своему ребенку планшет с мультиками, а самому отдохнуть, пообщаясь с давними друзьями в социальных сетях. В настоящий момент мы не видим лиц, не понимаем чувств окружающих, для нас важнее свое собственное спокойствие, комфорт.

Ребенку очень важно присутствие каждого родителя рядом, его любовь, живое общение, так он сам учится любить. Но в реальном времени мы имеем поколение детей бездушных, неспособных любить, ценить чужой труд, и это вина не только школы, это вина в большей степени родителей. Лишь собственным примером родитель может привить своему чаду следующие качества: любовь, милосердие, доброту, уважение и т.

д.

Все, кто носит очень высокое звание – родитель, должны помнить: вы сегодня закладываете своё будущее благополучие или неблагополучие. Ведь достаточно быстро ваши дети повзрослеют и возмужают, а вы состаритесь и обретёте букет заболеваний.

И только от вас сейчас зависит, будут ли и ваши дети с вами обращаться бережно и заботливо или забудут о вашем существовании и будут проживать свою молодую жизнь, не заботясь о вас. Мое мнение по этому вопросу таково: школа должна принимать участие в воспитании детей, но большая ответственность лежит на родителях.

Пройдет 11 лет и Ваши деты выйдут за пределы школы, возможно даже больше не вернутся в её стены, но с Вами они будут постоянно.

Источник: https://infourok.ru/kto-v-otvete-za-vospitanie-detej-semya-ili-shkola-4095133.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.