Судебная система российской федерации ее структура

Судебная система РФ: понятия, структура

Судебная система российской федерации ее структура

Осуществление судебной власти в РФ происходит посредством специально созданной системы судов.

На основании 3 части 118 статьи Конституции Российской Федерации судебную систему устанавливает конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон.

Положения Конституции конкретизируются в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 под номером 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Определение 1

Суд, которым реализуется судебная власть и судебная система РФ, может быть только государственным органом. Другие организации, содержащие в своем наименовании слово «суд» (к примеру, третейский суд), не имеют той судебной власти, которая заложена в Конституции Российской Федерации и соответствующих законах, и также

Судебная система является установленной на основании Конституции РФ и федерального конституционного закона совокупности всех видов судов и уровней, которые построены для того, чтобы осуществлять судебную власть на основании федеративного и административно-территориального устройства РФ.

Виды судов

При учете федеративной природы государства, судебная система Российской Федерации может рассматриваться как двухуровневая (федеральный и региональный уровень).

Определение 2

Федеральный суд создается на основании Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Юрисдикция указанных судов распространяется на всю территорию России. Возможность осуществлять финансирование и материально-техническое обеспечение федерального суда может осуществляться исключительно за счет федерального бюджета.

Федеральными судами являются:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. верховный суд республики, краевой или областной суд, городов федерального значения, суд автономной области и автономного округа, районный суд, военный и специализированный суд, которые составляют системы федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражный суд округа, арбитражный апелляционный суд, арбитражный суд субъектов Российской Федерации, которые составляют систему федеральных арбитражный судов.

Суды субъектов Российской Федерации создаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федерального законодательстве в лице законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Судами субъектов Российской Федерации являются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Замечание 1

У таких судов есть своя особенность: юрисдикция мировых судей может распространяться на всю территорию РФ, а юрисдикция конституционных (уставных) судоы – только на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации.

Организационное, правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение конституционных (уставных) судов, финансирование их судей и аппарата осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации, а финансирование мировых судей – из средств федерального бюджета.

При рассмотрении судебной системы по горизонтали можно отметить 3 высших суда (Конституционный, Верховный и Арбитражный Суды Российской Федерации), а также Дисциплинарное судебное присутствие.

В зависимости от того, какие процессуальные функции выполняются судами общей юрисдикции и арбитражными судами, их можно разделить на суды первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанции.

В соответствии с 126 статьей Конституции Российской Федерации Верховный Суд – это высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам, которые образованы на основании федерального конституционного закона, ими осуществляется в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор деятельности указанных судов и даются разъяснения относительно судебной практики.

Определение 3

Судебная инстанция является судом или его структурным подразделением (судебной коллегией, президиумом), который выполняет строго определенные полномочия.

Судебная система по вертикали условно разграничивается на суды конституционной юрисдикции, общей юрисдикции и арбитражной юрисдикции.

В данном случае единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается за счет наличия самостоятельных специализированных судов, которые замыкаются в едином высшем судебном органе.

Субдебную системы выстраивают при учете того, сочетается ли внутренняя и внешняя специализация.

Судами конституционной юрисдикции являются Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, которые обособлены в отношении друг друга; решения, которые принимает конституционный (уставной) суд субъекта, нельзя пересматривать в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации осуществляется судебная власть при помощи использования конституционного (уставного) судопроизводства, которое устанавливается посредством законов соответствующих субъектов Российской Федерации и регламентами указанных судов.

Судами общей юрисдикции осуществляют правосудие посредством разрешения споров и рассмотрения дел, которые относятся к их компетенции, при помощи использования гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Они разделяются на 4 звена, которые замыкаются в Верховном Суде Российской Федерации в качестве высшего судебного органа.

Первым звеном являются мировые судьи, которые осуществляют свою деятельность на соответствующих районных судебных участках и рассматривают дела по существу.

У мировых судей есть право на рассмотрение уголовных дел, которые связаны с преступлениями, предусматривающими наказание в виде лишение свободы на срок, который не превышает 3 лет; издание судебных приказов; расторжение браков, при условии отсутствия спора о детях и рассмотрение иных дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, исключая дела об оспаривании отцовства (материнства), также относительно утсановления отцовства, лишения родительских прав, относительно усыновления ребенка; помимо этого они рассматривают дела об имущественных спорах, исключая те, которые касаются наследования имущества и дел, которые возникают в результате отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, если цена иска не превышает установленную на основании закона сумму.

Замечание 2

У мировых судей также есть право на рассмотрение дел относительно определения порядка пользования имуществом; дел относительно административных правонарушений, которые относятся к компетенции мирового судьи.

Мировым судьей дела рассматривают в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств по отношению к решениям, которые были приняты им в первой инстанции и вступили в силу в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 под номером 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/sudebnaja-sistema-rf/

Понятие и состав судебной системы Российской Федерации | Студент-Сервис

Судебная система российской федерации ее структура

Для осуществления судебной власти в государстве создаются специальные учреждения – суды, которые и образуют его судебную систему.

Судебная система Российской Федерации – это установленная Конституцией и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в соответствии с их компетенцией и с учетом федерального и административно-территориального устройства государства в целях осуществления судебной власти.

Отличительные признаки судебной системы Российской Федерации. I. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).

Конституция РФ определяет место, занимаемое высшими судами в судебной системе – Конституционным Судом РФ (ст. 125) и Верховным Судом РФ (ст. 126).

Федеральные конституционные законы “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Верховном Суде Российской Федерации”, “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации”, “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, “О военных судах Российской Федерации” формируют правовую инфраструктуру судебной системы, создают надлежащие условия для ее эффективной деятельности.

Такой уровень законодательного регулирования судебной системы призван обеспечить стабильность судебной системы Российской Федерации, не допускает возможности ее изменения путем применения иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации или других нормативных правовых актов, а также исключает возможность передачи судебных функций каким-либо иным органам, создаваемым вне рамок судебной системы. Изменение системы судебных органов возможно только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и указанные Федеральные конституционные законы.

Так, высшие судебные органы Российской Федерации (Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ) могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Иные федеральные суды могут создаваться и упраздняться путем принятия соответствующих федеральных законов.

Суды субъектов РФ могут создаваться и упраздняться путем принятия законов субъектов Российской Федерации.
II.

Судебная система Российской Федерации построена в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны и состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ (схема 7).

Федеральный суд – суд, который создается и упраздняется на основе Конституции РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) или федерального закона (другие федеральные суды).

Юрисдикция этих судов распространяется на всю территорию Российской Федерации. Судьи этих судов назначаются исключительно федеральными органами государственной власти.

Финансирование и материально-техническое обеспечение федеральных судов осуществляется только из федерального бюджета.

Суд субъекта Российской Федерации – суд, который создается и упраздняется законами субъекта РФ, а финансовое обеспечение деятельности (за исключением обеспечения оплаты труда и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий судей жилыми помещениями) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Федеральные суды и суды субъектов РФ подразделяются на виды (подсистемы) судов в зависимости от характера рассматриваемых ими дел и выполняемых функций.

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть по защите основ конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ – это единственный федеральный судебный орган, призванный осуществлять функцию конституционного контроля (ст. 125 Конституции РФ). Никаких других нижестоящих судов на федеральном уровне с аналогичными функциями в России нет.

Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ от 21 июля 1994 г. “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Конституционный Суд РФ не рассматривает по существу конкретные судебные дела (уголовные, гражданские и административные). Он является судебным органом конституционного контроля и решает исключительно вопросы права.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

Систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа, районные суды, военные и специализированные суды.

Суды общей юрисдикции – суды, которые уполномочены рассматривать гражданские, уголовные, административные и иные дела в обычном порядке, не требующем каких-либо специальных процедур, в отличие от конституционных (уставных) судов и арбитражных судов.

Суды общей юрисдикции рассматривают в пределах своей компетенции уголовные, гражданские, административные дела, а также различные материалы о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в процессе производства предварительного расследования уголовных дел.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. “О судах общей юрисдикции в Российской Федерации”.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

По состоянию на 1 сентября 2014 г. на территории Российской Федерации действовало: 22 верховных суда республик в составе РФ; 9 краевых; 46 областных; 3 городских суда федерального значения (г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г.

Севастополя); 1 суд автономной республики; 4 суда автономных округов; 2239 районных и городских судов; 12 окружных и флотских военных судов; 100 гарнизонных военных судов; 7447 судебных участков мировых судей субъектов РФ.

За пределами территории Российской Федерации действует 5 гарнизонных военных судов.

Военные суды – окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, путем рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел.

Порядок образования, состав и компетенция военных судов регламентируются Федеральным конституционным законом РФ от 23 июня 1999 г. “О военных судах Российской Федерации”.

Специализированные суды – суды, которые рассматривают специфические категории дел, например суды по делам несовершеннолетних – ювенальные суды, либо суды, имеющие особенности в организации и деятельности (административные суды) .

Систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды (Суд по интеллектуальным правам).

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам является Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Арбитражные суды создаются и действуют в порядке, установленном Законом о судебной системе РФ и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. “Об арбитражных судах в Российской Федерации”.

Арбитражные суды – суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений.

Сторонами таких споров (истцами и ответчиками) выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в отдельных случаях, определенных законом, – Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные органы, иные организации и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. Правосудие по уголовным делам арбитражные суды не осуществляют. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается на основании закона соответствующего субъекта РФ в целях осуществления конституционного судопроизводства на региональном уровне. По состоянию на 1 января 2013 г. конституционные (уставные суды) созданы в 19 субъектах Российской Федерации.

В компетенцию конституционного (уставного) суда входит рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.
Решения, принятые конституционным (уставным) судом субъекта РФ в пределах его полномочий, не могут быть пересмотрены каким-либо иным судом.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Эти судьи рассматривают единолично в качестве суда первой инстанции наиболее простые гражданские и уголовные дела, дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законом к их компетенции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими и вступивших в законную силу.

Порядок организации и деятельности мировых судей устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 1998 г.

“О мировых судьях в Российской Федерации”, другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. N 15 “О мировых судьях в г. Москве” (ред. от 10.10.

2012); Закон Московской области от 16 мая 2005 г. N 122/2005-ОЗ “О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области”.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. III. Конституция РФ и Закон о судебной системе РФ устанавливают исчерпывающий перечень судов, которые образуют единую судебную систему.

Единство судебной системы, ее устойчивость обеспечиваются путем:

  • создания единой правовой базы для судов Российской Федерации. Судебная система РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Изменение перечня судов, входящих в судебную систему РФ, возможно только на основании изменений указанных актов;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства. Конституция РФ относит уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации (п. “о” ст. 71 Конституции РФ);
  • применения всеми судами РФ одних и тех же источников права: Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу. Решения, приговоры, определения, постановления, судебные приказы федеральных судов и мировых судей, вступившие в законную силу, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 6 Закона о судебной системе);
  • закрепления на законодательном уровне единого статуса судей. Федеральное законодательство устанавливает, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, а особенности правового положения некоторых судей (судей Конституционного Суда РФ) определяются только законами. Единство статуса судей является важной гарантией осуществления правосудия независимым, беспристрастным и справедливым судом на равных для всех граждан началах (ст. 2 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”);
  • финансирования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов из федерального бюджета на основе утвержденных федеральным законом нормативов с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете.

Единство судебной системы Российской Федерации как принцип ее организации и деятельности обеспечивает эффективную защиту прав физических и юридических лиц по единому стандарту.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-i-sostav-sudebnoj-sistemy-rossijskoj-federatsii/

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ

Судебная система российской федерации ее структура

Cудебная система – совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом…
Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место.

Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  • Закона о судоустройстве;
  • Закона об арбитражных судах;
  • Закона о военных судах;
  • Закона о мировых судьях.

Подсистемы (блоки) федеральных судов:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
    • федеральные суды общей юрисдикции;
    • федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или  “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  • гарнизонных военных судов;
  • окружных (флотских) военных судов;
  • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы  ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

Суды федеральные и суды субъектов РФ

Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

суды субъектов Российской Федерации;

  1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст.

17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

  • высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;
  • другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;
  • суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obschaya-charakteristika-sudebnoy-sistemi-rf-ee-struktura-sudi-federalnie-i-sudi-subektov-rf

Судебная система РФ 2019: схема, изменения, состав, уровни

Судебная система российской федерации ее структура

Судебная система России представляет собой достаточно сложную и запутанную структуру. Чтобы понять её, нужно обладать специальными знаниями и соответствующей подготовкой. Но если вам предстоят судебные разбирательства, то вникнуть хотя бы в общие моменты было бы очень полезно.

Схема с изменениями

Для начала стоит отметить, что в судебной системе Российской Федерации наметились перемены. И их нужно учитывать. Благодаря поправкам, которые вступили в 2019 году в силу, в схему (с изменениями) теперь входят самостоятельные апелляционные и кассационные суды. Они встраиваются в существующую структуру.

По иерархии это межрегиональный уровень. Апелляционные суды будут пересматривать дела в рамках второй инстанции, которые были приняты судами областей, краёв и республик. Что же касается кассационных, то их можно сопоставить с окружными судами в структуре арбитража.

Подобные изменения не создали новую конструкцию. Они дополнили существующую. То есть никаких принципиальных звеньев не появилось. Суды начали функционировать с 1 октября 2019 года.

Подобные преобразования подверглись критике. Однако они входят в общий концепт реформы, которую планомерно проводит Пленум ВС РФ. Основная цель преобразований – разгрузить существующую судебную систему, сделать её более гибкой и эффективной.

Таблица

Разобраться в имеющейся системе правосудия действительно сложно. Легче всего это сделать, если информация будет наглядно представлена в виде таблицы. Так можно будет понять иерархию. Но учтите, что все взаимоотношения между разными судами представить подобным образом сложно. Этот способ лучше всего показывает уровни.

Конституционный суд РФ

Конституционные (уставные суды)

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Мировые судьи, городские и районные суды

Гарнизонные суды

ВС РФ в качестве первой инстанции

Апелляционные арбитражные суды

Апелляционные суды общей юрисдикции

Окружные военные суды

Апелляционная коллегия ВС

Арбитражные суды округов или Суд по интеллектуальным правам (равнозначны по иерархии)

Кассационные суды общей юрисдикции

Кассационный военный суд

ВС РФ

Коллегии по гражданским, уголовным или административным делам ВС республик (в отдельных случаях)

ВС РФ

Верховный Суд Российской Федерации

Необходимо отметить, что судебная система выше дана исключительно кратко. На самом деле отношения между разными структурами гораздо более сложные, то есть они не строго вертикальные.

Кратко

По системе правосудия возникает множество органов даже у тех, кто с ними регулярно взаимодействует. Поэтому необходимо нормальными словами пояснить, о чём идёт речь в некоторых ситуациях:

  1. Судебная система – это сложная конструкция. Делить её можно достаточно условно. В целом она состоит из арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Особо выделяют военные и уставные (конституционные) судебные органы. Также обособлен Конституционный Суд, которому никто не подчиняется. Но его решения важны для всей системы в целом. Часто – принципиальны.

  2. Арбитражные судебные органы рассматривают споры между юридическими лицами и ИП преимущественно коммерческого характера, а также некоторые категории административных дел, связанные с юридическим лицами и ИП. Все остальные споры, то есть административные, гражданские, уголовные и прочие – все они относятся к судам общей юрисдикции.

  3. Также к структуре относятся военные суды. Но они же представляют собой отдельное ответвление. И при этом входят в общую конструкцию.

  4. Система в целом также состоит из мировых судей. Они относятся к линейке судов общей юрисдикции.

  5. Нельзя путать конституционные (уставные) суды и Конституционный Суд РФ. Первые не подчиняются второму. Если кратко, то уставные судебные органы нужны для толкования Конституции и для проверки как законов на местах, так и подзаконных нормативно-правовых актов на соответствие Конституции.

Выше сделан акцент на том, что вызывает наибольшие трудности, как правило. Однако если человек плохо разбирается в правовых тонкостях, ему даже с такими пояснениями многое может быть непонятно.

Если вы не хотите вдаваться в подробности, то вам нужно учесть следующее:

  • если проблемы появились между юридическими лицами и (или) ИП, а также у ИП между собой, то обращаться в большинстве случаев надо в арбитражный судебный орган;

  • для военнослужащих есть собственные суды;

  • во всех остальных случаях в РФ чаще всего надо подавать заявление в суд общей юрисдикции. При этом определяющим будет характер спора. В зависимости от его специфики районный суд может выступать судом первой инстанции или второй по отношению к городскому, например.

Инстанции

Вопрос иерархии тоже доставляет много трудностей. Всё усложняется с учётом того, что на данный момент структура продолжает развиваться.

Например, в её рамках присутствует пока что только один специализированный суд: Суд по интеллектуальным правам. В будущем предполагается создание миграционного, ювенального и административного.

Однако сейчас эти суды отсутствуют. В результате вся структура может выглядеть несбалансированной.

Но общий состав каждого ответвления в целом понятен. И при внимательном изучении можно разобраться, в какой конкретно судебный орган подавать то или иное заявление. Итак:

  1. В качестве первой инстанции действуют мировой судья, районный или городской суд, гарнизонный военный, гарнизонный военный суд, арбитражный суд субъекта РФ.

  2. В качестве второй инстанции выступают апелляционные арбитражные суды, суды общей юрисдикции субъектов РФ, окружные военные суды. Также действует специальная коллегия ВС.

  3. В качестве третьей инстанции функционируют арбитражные суды округов, соответствующие коллегии Верховного суда.

Опять же, необходимо учесть, что выше показано только общее устройство. Продемонстрировать всё детально в рамках одной статьи невозможно, потому что по каждому суду и по каждой инстанции существуют свои нюансы.

Обратите внимание, что большинство судов входит в единую связанную структуру. Тем не менее в ней присутствуют исключения. В частности, Конституционный суд является обособленным. Это очень специфический судебный орган, о чём и говорилось выше.

Куда подать иск?

Вопросы обращений в тот или иной судебный орган – сложный даже для юристов в некоторых случаях. Но с ним можно разобраться. В рамках судебной системы есть несколько принципов, которые стоит учитывать:

  • территориальность – это привязка к субъекту (то есть истцу), к ответчику или же к предмету спора в некоторых случаях;

  • подсудность – в некоторых судебных спорах истец может сам выбирать, куда подавать заявление. Но учтите, что последнее касается только региона, а не инстанции.

С учётом того, что в РФ в качестве первой инстанции может выступать и мировой судья, и ВС, запутаться легко. Но в целом разобраться с происходящим вполне реально.

Общий принцип организации системы в этом отношении достаточно прост: чем сложнее дело, тем выше нужно подниматься по иерархии. Например, мировой судья при разводе вправе принять решение, если между супругами нет серьёзного имущественного конфликта, а также если у них нет несовершеннолетних детей. Стоит учесть, что оба должны быть согласны на расторжение брака.

В то же время если спор осложняется отказом одного из супругов разводиться, спором по поводу того, с кем останется ребёнок, обращаться нужно только в районный суд.

А суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ будет рассматривать дела, которые касаются государственной тайны, например.

Если же речь идёт об уголовном разбирательстве, то это может быть ситуация, связанная с убийством в отягчающих обстоятельствах.

То есть важна компетентность судебного органа. Но везде есть свои исключения. Поэтому при сомнениях лучше консультироваться у юриста.

Зачем нужно разбираться в структуре?

Существует популярное мнение о том, что понимание судебной системы требуется только профильным специалистам. На самом деле это не так. Общее представление о том, как работают судебные органы в России, необходимы всем. Это важно по следующим причинам:

  • возможность подготовиться к тому, сколько времени конкретный спор будет продвигаться по разным инстанциям;

  • лучшее представление о том, чем занимается юрист, что облегчит взаимопонимание между клиентом и адвокатом;

  • возможность проконтролировать действия официального представителя в судебном органе (хотя бы в целом);

  • облегчение процесса отстаивания собственных прав;

  • лучшее понимание того, куда в РФ и с какими именно вопросами можно обращаться;

  • экономия времени, которое могло бы оказаться потраченным зря при подаче заявления не в тот судебный орган.

Безусловно, непрофессионалу разобраться во всём трудно. Поэтому в тонкости судебных перипетий лучше не вникать. Это стоит поручить юристу. Но иметь общее представление о том, что происходит в РФ, желательно. Так вам будет легче отстоять свои интересы.

С нами не нужно вникать

На разбирательство в судебных органах и инстанциях можно потратить много времени. Но при обращении к специалистам у вас отпадёт необходимость детально вникать во все тонкости.

Юристы возьмут на себя судебные разбирательства. Профессионалы хорошо понимают всю структуру и знают, куда именно и когда подавать заявление, какой путь оно пройдёт.

Поэтому решение судебных вопросов не затянется дольше необходимого.

И при этом вы всегда будете в курсе того, что происходит. А ещё опытный юрист может стать вашим судебным представителем. Конкретика зависит от того, какая именно помощь нужна вам от такого специалиста. Но наша команда в любом случае готова помочь. Обращайтесь: всё поясним в деталях. Причём мы готовы взяться за дело как с нуля, так и тогда, когда уже было обращение в разные инстанции.

Источник: https://ur-konsalting.ru/stati/sudebnaya-sistema-rf-2019.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.