Ук рф бездействие должностного лица
Ответственность за преступное бездействие: разновидности, статьи УК | Правоведус
Преступное бездействие, так же как и действие, наказывается уголовным законодательством, поскольку несовершение действий, которые лицо должно было совершить, но умышленно не сделало этого, может повлечь причинение вреда или возникновение угрозы причинения этого вреда третьим лицам.
Однако стоит отметить, что с привлечением к уголовной ответственности за бездействие в практике сталкиваются очень редко.
Это связано с тем, что лишь небольшая часть уголовных дел имеют связь с преступным бездействием, не каждый факт бездействия лица может быть назван преступным.
О совершении преступного бездействия речь может идти только тогда, когда у лица имелась реальная возможность действовать, но этого не было сделано.
Разновидности бездействия
Преступное бездействие может быть выражено:
- в воздержании от совершения общественно полезного действия, например — уклонение от воинской обязанности или от уплаты алиментов;
- в несовершении определенных действий, направленных на предотвращение ущерба уже существующему благу, например — неисполнение обязанностей по охране имущества или по оказанию помощи лицам, находящимся в опасной ситуации.
Бездействие лица может представлять собой как пассивное поведение — воздержание от какого-то конкретного действия, так и сопровождаться какими-то активными действиями, связанными с уклонением от выполнения обязанностей, например, переезд в другой город или уклонение от воинской обязанности.
Кроме того, бездействие может быть разовым — одномоментным, или длящимся — длительным уклонением от выполнения обязанностей.
При этом, если лицо уклоняется от выполнения обязанностей длительное время, преступное бездействие охватывает весь период.Добровольное выполнение обязанности в этом случае может повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности, а в некоторых случаях даже меры поощрительного характера, в том числе денежные выплаты.
Наступление ответственности за преступное бездействие
Как уже писалось выше, не всякое бездействие следует считать преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить конкретное действие в силу прямого указания на это закона или иного нормативного акта, родственных либо других отношений, договорных, служебных или профессиональных обязанностей.
Как правило, банальная обязанность помогать ближнему не является правовой и носит исключительно моральный характер.
Таким образом, уголовная ответственность за бездействие наступает лишь в том случае, когда на лицо возложены обязанности действовать определенным образом, которые не реализовываются. Эту обязанность могут порождать следующие юридические факты и состояния:
- законодательный или иной нормативный акт (например, инструкция может возлагать ответсственность совершить конкретные действия);
- приговор или другое решение суда, которые являются обязательными для исполнения, злостное уклонение от исполнения такого решения является преступным;
- родственные или другие взаимоотношения — родители, опекуны, попечители и другие лица, возложившие на себя добровольно обязанность оказывать помощь человеку, неспособному позаботиться о себе самостоятельно в силу определенных обстоятельств, несут полную ответственность за неисполнение этих обязанностей (например, мать, оставившая своего новорожденного ребенка в закрытой коляске без пищи и воды на несколько дней, в результате чего наступила смерть ребенка, будет нести уголовную ответственность за убийство);
- договорная, служебная, профессиональная обязанность — некоторые профессии предусматривают исполнение лицами своих обязанностей даже во внерабочее время (например, врачи и сотрудники правоохранительных органов), в других случаях ответственность наступает только за бездействие в тот момент, когда лицо находилось на рабочем месте. Кроме того, ответственность наступает за невыполнение обязанностей, которые вытекают из трудового или иного договора, например, за невыплату заработной платы или ненадлежащее хранение имущества.
Важно! Когда лицо само своими действиями поставило в опасность причинения вреда объекты охраны уголовного права, оно несет полную ответственность за возможные последствия своих действий. При этом лицо должно иметь реальную возможность совершить требуемое действие в конкретной ситуации.
Какую статью предусматривает УК РФ за бездействие
В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи за преступное бездействие, следовательно, наказание за данный вид преступления будет зависеть от того, какие последствия повлекло за собой несовершение лицом конкретных действий. Например:
- если медицинским работником без уважительной причины не была оказана медицинская помощь больному человеку, в результате чего его здоровью был причинен вред средней тяжести, тяжкий вред или смерть, медика привлекут к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 124 УК РФ;
- в случае, если работодатель не выплачивает полностью или частично заработную плату сотрудникам, он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 145.1 УК РФ;
- когда гражданин не передает имеющиеся у него сведения о преступлении уполномоченному органу, он может быть привлечен к ответственности по статье 316 УК РФ (в данном случае лицо может быть освобождено об ответственности, если преступление было совершено супругом или иным близким родственником).
Ответственность должностного лица за бездействие
В вопросах ответственности за бездействие должностных лиц статья УК РФ, по которой виновному будет предъявлено обвинение, напрямую зависит от его должностных обязанностей и ситуации.
Так, например, ответственность за халатность — недобросовестное отношение лица к своим служебным обязанностям, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов других лиц, предусмотрена статьей 293 УК РФ.
Кроме того, здесь можно говорить и о последствиях за несоблюдение лицом обязанности по исполнению требований охраны труда: когда должностное лицо было обязано соблюдать эти требования, но пренебрегло своей обязанностью, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или стало причиной его смерти.
Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/criminal/otvetstvennost-za-prestupnoe-bezdeystvie/
Бездействие должностного лица (ст. 425 УК)
Ч. 2 ст.
425 УКопределяет данное преступление как умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступного посягательства на интересы службы, которые и являются объектомрассматриваемого преступления.
Бездействие должностного лица – это специальная форма злоупотребления властью или служебными полномочиями.
Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления – бездействие в пределах служебных полномочий (обязанностей) должностного лица, невыполнение обязанностей по службе при исполнении лицом служебных обязанностей и вопреки интересам службы, нанесение существенного вреда, наступление тяжких последствий – аналогичны по содержанию относящимся к злоупотреблению властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).
С объективной стороныбездействие должностного лица состоит из следующих признаков:
– должностное лицо не исполнило требуемые по службе действия;
– совершение требуемых по службе действий входит в объем служебных полномочий виновного лица (несовершение при нахождении на службе должностным лицом действий, требуемых по обстоятельствам, но не входящих в компетенцию (круг его служебных обязанностей), исключает состав рассматриваемого преступления);
– требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;
– бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам либо повлекло невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки. Бездействие по службе также могло быть связано с попустительством преступлению.
Для фиксации состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо действительно должно было совершить по службе определенные действия в силу возложенных на него служебных обязанностей.
Однако ни один закон или даже служебная инструкция не исчерпывают весь перечень служебных обязанностей.
Хотя суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции, указать, какие обязанности не выполнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.
Но служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, т. е. без учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки).
Поэтому следует установить необходимость совершения определенных действий по службе не только с точки зрения формальной компетенции данного должностного лица, но и с точки зрения очевидности (явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить необходимые действия по службе.
Бездействие должностного лица при указанных условиях и будет неисполнением действий по службе вопреки ее интересам. Установление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость употребления власти, возложенной на должностное лицо, является важнейшим моментом.
Для уголовной наказуемости бездействия необходимо, чтобы должностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуемые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степени риска.
Под преступным неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий понимается не только их полное несовершение, но и совершение вопреки интересам службы не всех требуемых объективной ситуацией действий, которые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения действий. Ненадлежащее же исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности (ст. 428 УК).
Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению, – это невыполнение должностным лицом служебных действий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению.Сам факт невоспрепятствования преступлению со стороны должностного лица объединяет в себе и служебное бездействие, и последствие. Поэтому состав рассматриваемого преступления в этой связи является формальным.
Необходимости наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда здесь не требуется.
Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в соответствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе действия, направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступлению.
Такая служебная обязанность свойственна прежде всего представителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции общего организационно-распорядительного или административно-хозяйственного управления.
В последнем случае указанная обязанность ограничена сферой деятельности организационной единицы.
Бездействие должностного лица, связанное с попустительством преступлению, относится только к готовящемуся или совершаемому преступлению.
Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для образования состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
С субъективной стороныбездействие должностного лица характеризуется умышленной виной (прямой умысел) по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служебных действий и неосторожной виной к наступившим последствиям.Обязательным признаком субъективной стороны является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность (содержание указанных понятий рассмотрено при анализе ст. 424 УК).
Для констатации бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством преступлению, необходимо установить наличие прямого умысла по отношению к факту служебного попустительства: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершенном преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетенцией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.
Субъектомданного преступления может быть только должностное лицо. Ответственность наступает с 16 лет.
Квалифицированным составомданного преступления (ч. 3 ст. 425 УК) является бездействие должностного лица:
-занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4 УК);
– повлекшее тяжкие последствия.
При оценке тяжести наступивших последствий в виде причинения телесных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия – невмешательства.
Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездействие должностного лица и соучастие (в форме пособничества) в совершении соответствующего преступления.
Источник: https://cyberpedia.su/15xad6c.html